Главная городская газета

Остров поднятых кораблей

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Остров поднятых кораблей | Концепция приспособления Петровского дока в Кронштадте.<br>ФОТО АВТОРА

Концепция приспособления Петровского дока в Кронштадте.
ФОТО АВТОРА

Создание Российского центра подводной археологии в Петровском доке в Кронштадте одобрил Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга. И получил от КГИОП домашнее задание на время летних отпусков.

Док был задуман Петром I в 1719 году с большим размахом, с запасом на далекое будущее. Он имеет форму креста с максимальной длиной 500 метров, шириной камер 30 – 33 метра, глубиной 8 – 10 метров. Строительство было закончено в 1752 году, это было самое «продвинутое» инженерное сооружение подобного назначения в мире. За сутки вода сбрасывалась в бассейн, расположенный ниже дна дока, это позволяло приступить к ремонту судна через 24 часа. В 1774 году для откачки воды из бассейна была построена первая в России паровая машина.

Нынешний вид док приобрел в 1859 году и эксплуатировался по прямому назначению без капитальной реставрации до 2006 года. Обследование, произведенное десять лет назад, показало, что со стен крошится каменная кладка из известняковой плитки, более прочные блоки петровских времен обваливаются на дно. Разрушается бетон, которым укрепляли стены в советские времена. Восстановление рабочего состояния Петровского дока было признано неоправданным по экономическим причинам. Док осушили и оставили до лучших времен. За последние годы состояние памятника федерального значения стало еще хуже, климат и корни подросших деревьев могут погубить его окончательно.

Недавно Центр подводных исследований Русского географического общества и Музей истории Кронштадта предложили идею приспособления Петровского дока.

Концепцию разработал петербургский институт «Ленпроектреставрация».

Основная идея архитекторов состоит в том, чтобы накрыть большую часть «креста» прозрачным куполом и устроить внутри «океанариум» для показа объектов – кораблей, пушек, снаряжения, найденных на морском дне. Теория и практика показывают, что, попав на воздух, эти объекты быстро разрушаются, сохранить их можно только в соленой морской воде. Посетители смогут ходить по закрытым галереям, рассматривать затонувшие корабли и спускаться на лифтах на глубину.

Пожелания проектировщикам выработаны рабочей группой совета и заключаются в создании максимально прозрачного купола минимальной высоты. В концепции указана высота купола – 18 метров, она вторгается в исторические панорамы. Кроме того, для строгого выполнения закона об объектах культурного наследия опоры купола необходимо разместить за границей территории памятника. Разумеется, за скобками данного обсуждения остались технические вопросы эксплуатации в нашем климате сложного сооружения с большим количеством воды и стекла. Понятно, что при создании проекта на них надо будет найти убедительные ответы. «Ленпроектреставрация» обещала это сделать.

Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований, сообщил нашей газете, что проектирование может занять до трех лет, строительство при надлежащем финансировании и качестве завершится в 2022 году. Сейчас рано говорить о стоимости, но это будут внебюджетные средства.

На этой неделе петербургский ЗакС должен принять новую редакцию 820-го закона о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия. КГИОП предложил совету подумать над одной новеллой для следующей редакции этого закона, которую намерен разработать к 2019 году. Вопрос к экспертам был поставлен так: нужна ли дифференциация исторических зданий? Может быть, разумно поделить эти здания на несколько категорий?

Напомним: сейчас, по закону, историческими считаются все здания – не памятники, построенные до 1917 года в центре и до 1957 года за его пределами. Это приводит к тому, что историческим должна считаться скромная утилитарная постройка времен первого русского капитализма и не считаться – добротная архитектура советского времени.

Чиновники ждали спонтанной реакции экспертов, но те решили основательно подумать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook