Осторожно, просветители!

История буквы «П» и огромного граффити в мрачных тонах, появившегося в начале октября на брандмауэре, смотрящем прямо на станцию метро «Обводный канал», все еще волнует умы и воображение горожан. В основном потому, что городские власти так и не рассказали толком, кто и зачем раскрасил исторический брандмауэр. Является художество временным или это уже стационарный арт-объект?

Осторожно, просветители! | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В городском комитете по градостроительству и архитектуре пояснили, что эти вопросы следует адресовать администрации Центрального района, так как сам комитет не имеет контрольно-надзорных полномочий, которые позволяли бы судить, нарушили граффитисты правила или нет.

В районе же говорят, что не считают себя вправе оценивать художественные достоинства каких бы то ни было произведений. Тем более если они патриотического содержания!

Похоже, патриотическое содержание застит чиновникам комитета и районной администрации глаза, мешает им трезво посмотреть на стену. На ней беспорядочно теснятся образы, сохранившиеся в голове школьника-троечника от уроков истории Великой Отечественной войны. Признаться, картинка больше похожа не на выражение патриотизма, а на издевательство над ним. Или на ученическое копирование открыток 1950-х годов. Особенно интересно в этой композиции смотрится именно буква «П» — своей загадочностью и многозначительностью.

Инициатор проекта патриотической стенописи Константин Нэзовский — основатель компании «НЭЗО Street Art» в Самаре. Несколько лет назад самарские граффитисты предприняли попытку освоить рынок чистых стен Москвы. И у них многое получилось. Во всяком случае, как рассказывает Нэзовский, сейчас есть заказы и от властей, и от владельцев зданий, и от компаний, желающих заполучить рекламу в стиле граффити, которая пока еще юридически рекламой не считается. Это бизнес.

Но для такого бизнеса очень нужен правильный имидж. Вот и придумали патриотическую акцию. И пригласили к соучастию «Проект «Сеть», московскую молодежную тусовку, которая, как следует из официальной декларации на ее сайте, «придерживается пяти принципов: против однополых браков, защита традиционных для России религий, поддержка нынешнего президента, поддержка отечественных товаров и русского языка». В общем, такая же мешанина, как и на брандмауэре на Обводном канале. А отстаивать свои принципы «Сетевики» планируют с помощью реализации разнообразных дизайнерских идей.

Акция началась в Севастополе, где на стене появился граффити-портрет президента в военной форме. А потом патриотический дизайн покатился по всей стране! Кое-где машина буксовала. Скажем, в Калининграде. На рядовой пятиэтажке на Балтийской улице «Сетевики» планировали изобразить нечто, посвященное присоединению Крыма к России. Центром композиции должна была стать гигантская буква «С», символизирующая силу России. Во всяком случае таковы были объяснения активистов. Но как только стенописные работы начались, жители дома подняли бунт, потребовали прекратить безобразие, а то, что уже намалевано, закрасить. Даже полицию вызвали.

И закрасили. Управляющая компания приняла такое решение, чтобы не портить отношения с гражданами.

Будет ли также закрашен дизайнерски испачканный брандмауэр в Петербурге, пока неясно. Наверное, этого не случится, пока власти не поймут, что подобное творчество никак не влияет ни на укрепление патриотизма, ни на повышение авторитета федеральных властей. Скорее — наоборот. И вот уже городские доморощенные граффитисты, неорганизованные и аполитичные, внесли свои коррективы в стенопись. Под девизом «А чем мы хуже!» они разрисовали нижнюю часть брандмауэра, не освоенную самарско-московскими коллегами. И старая петербургская стена вовсе превратилась в сплошное грязное пятно, где уже не виден даже патриотизм троечника.

Вообще-то, похоже, что история стены на Обводном — только начало настоящего нашествия иногородних граффитистов. На пятки группе Нэзовского наступает московская компания «Антикупон», тоже специализирующаяся на политграффити и патриотизме. Компанией-конкурентом руководит Александр Дягилев, который уже проявился в Петербурге. И высказался следующим образом:

— Я развиваю сейчас свой проект в Москве и Петербурге. На 2000 домов. Смысл в том, чтобы с помощью граффити сообщать жителям о каких-то информационных поводах или доносить события исторического характера, культурного наследия. Будем просвещать людей.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5334) от 06.11.2014.


Комментарии