Ошиблись пятилеткой

Новый крупный жилой массив из высотных зданий, растущий на бывших колхозных полях бывшей деревни Кудрово, известен всем. Даже тот, кто в нем не был, видел его высотные здания с восточных окраин Петербурга или проезжая по КАД или Мурманскому шоссе. Интересно, что эта территория готовилась к застройке еще в советские времена, ее судьба и облик могли быть иными.

Ошиблись пятилеткой |  Проект мастерской №1 ЛенНИПИгенплана. Иллюстрация из журнала «Ленинградская панорама», сентябрь 1990 г.

Проект мастерской №1 ЛенНИПИгенплана. Иллюстрация из журнала «Ленинградская панорама», сентябрь 1990 г.

Решение о включении этой территории в состав города было принято в рамках Генерального плана развития Ленинграда 1966 года. Но тогда это считали одной из дальних перспектив. Проект детальной планировки Кудрова был создан в рамках разработки генплана города и области в 1986 году, а реализовать его должны были в 13-й и 14-й пятилетках. Но начало 13-й пришлось на 1991 год, и от проекта остались лишь замыслы. Но еще в конце 1980-х городские власти успели вложить средства в организацию подачи сюда воды, электричества, тепла и связи. Началось строительство тоннеля метро от станции «Улица Дыбенко» в сторону Кудрова.

При проектировании нового «спального» района архитекторы мастерской # 1 ЛенНИПИгенплана решали судьбу железнодорожной ветки и грузовой станции Нева. Так как рядом с ней существовали высоковольтные линии электропередачи и водоводы Северной водопроводной станции, при разборке железной дороги надо было ликвидировать и их. В результате все эти объекты остались в проекте как естественная граница района.

Путепровод в створе Народной улицы уже существовал. Другие соединяющие Кудрово и Веселый Поселок магистрали решили пропустить под железнодорожной насыпью высотой семь метров. В технической зоне железной дороги должны были появиться баня, гаражи, фабрика-прачечная.

Территория Кудрова разбивалась на десять жилых кварталов, пять коммунальных и пять рекреационных зон вдоль реки Оккервиль. Основой планировочной структуры стали продолжения Народной улицы, Мурманского шоссе и Товарищеского проспекта. Первые две магистрали соединялись на восточной границе района, образуя въездную площадь – главную площадь Кудрова. Все эти улицы пересекались с другими перпендикулярно.

Главной улицей Кудрова становилось продолжение Мурманского шоссе. Оно начиналось от главной площади и соединялось с проспектом Большевиков в районе его изгиба между улицами Тельмана и Крыленко. Северная сторона этой магистрали оформлялась бульваром, южная открывалась для осмотра перспективы архитектурных строений. На бульваре резервировались места под парковую скульптуру и фонтаны.

На продолжении Народной улицы создавались основные центры обслуживания населения. Так как эта дорога уже существовала как часть Мурманского шоссе, именно со строительства прилегающих к ней кварталов и должна была начаться застройка Кудрова. Она застраивалась бы комплексно, как главная «рекламная площадка» всего района. В 1993 году здесь планировалось открыть станцию метро «Народная». Рядом с ней могли появиться центры бытового обслуживания, магазины, ателье, столовые и кафе.

На главной площади Кудрова предлагалось создать центр организации досуга. Он должен был стать эмблемой района, архитектурной доминантой, визитной карточкой Ленинграда с востока. Характерной чертой проекта детальной проработки Кудрова стало широкое внедрение в городскую среду деталей ландшафтной архитектуры. Советские архитекторы желали возродить принципы построения дворцово-парковых ансамблей. Еще одной необычной чертой советского проекта стало наличие в нем церкви.

К 1998 году в Кудрове планировалось построить 2,16 млн кв. м жилой площади (42 тыс. квартир). Для выполнения этого плана пришлось согласиться с повышением средней этажности до 12 этажей. Для сравнения: средняя высотность застраиваемого в 1980-х годах района Ржевка-Пороховые – 10 этажей. В таких условиях комфортное проживание могло быть достигнуто только при внедрении вертикального зонирования территории. То есть первые этажи большинства зданий должны были быть отданы под общественные нужды.

Приближение реализации проекта негативным образом сказалось на быте жителей деревни Кудрово. Ее не развивали, так как все равно наметили к сносу. 30 декабря 1989 года ее жители написали коллективное письмо депутату Заневского сельсовета, в котором описали свой быт.

Оказывается, что далеко не все колхозные поля тогда использовались по прямому назначению. Под пашнями было занято только 43% территории. Река Оккервиль к этому времени превратилась в сточную канаву Новосергиевского свинарника. В Кудрове тогда проживали всего 300 человек, из них 120 детей и инвалидов. Только 15 кудровчан работали в местном колхозе, остальные были трудоустроены в Ленинграде. Весь жилой фонд находился в ветхом, аварийном состоянии. Работала всего одна водопроводная колонка. В деревне не было телефона, не функционировали клуб, баня, библиотека.

История рассудила так, что реализация советского плана застройки Кудрова была остановлена в начале 1990-х годов крахом советской экономики и распадом СССР. Современный проект, по которому развивается эта территория, создан заново. Реализуется он на совсем других экономических и социальных принципах с использованием современных строительных технологий, с намного большей этажностью. А поселение так и осталось в составе Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5455) от 12.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны