Главная городская газета

Ошиблись пятилеткой

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Ленобласть: выходные без большегрузов

Движение грузовиков будет ограничено на 23 дорогах 78 региона, где поток автомобилей наиболее интенсивен. Читать полностью

В автобусах Ленобласти к оплате примут «Подорожник»

Вводить новшество планируется поэтапно, до конца текущего года. Каковы детали проекта?
Читать полностью

Гастролер в стаканчике атакует магазины Петербурга

Мороженое в Северную столицу откуда только ни везут - даже из Сибири. И надо понимать, что чем длиннее его дорога к прилавку, тем больше риска купить «неправильный» продукт. Читать полностью

«Меркурий» проследит за молоком?

«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку. Читать полностью

Кто в должниках у ЖКХ, или развод по-петербургски

История с квитанциями, в которых числились долги по квартплате десятилетней давности, далека от завершения. Потому каждой из 418 тысяч семей, которые получили подобное извещение, стоит разобраться в вопросе и вооружиться некоторыми знаниями. Читать полностью

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью
Ошиблись пятилеткой |  Проект мастерской №1 ЛенНИПИгенплана. Иллюстрация из журнала «Ленинградская панорама», сентябрь 1990 г.

Проект мастерской №1 ЛенНИПИгенплана. Иллюстрация из журнала «Ленинградская панорама», сентябрь 1990 г.

Новый крупный жилой массив из высотных зданий, растущий на бывших колхозных полях бывшей деревни Кудрово, известен всем. Даже тот, кто в нем не был, видел его высотные здания с восточных окраин Петербурга или проезжая по КАД или Мурманскому шоссе. Интересно, что эта территория готовилась к застройке еще в советские времена, ее судьба и облик могли быть иными.

Решение о включении этой территории в состав города было принято в рамках Генерального плана развития Ленинграда 1966 года. Но тогда это считали одной из дальних перспектив. Проект детальной планировки Кудрова был создан в рамках разработки генплана города и области в 1986 году, а реализовать его должны были в 13-й и 14-й пятилетках. Но начало 13-й пришлось на 1991 год, и от проекта остались лишь замыслы. Но еще в конце 1980-х городские власти успели вложить средства в организацию подачи сюда воды, электричества, тепла и связи. Началось строительство тоннеля метро от станции «Улица Дыбенко» в сторону Кудрова.

При проектировании нового «спального» района архитекторы мастерской # 1 ЛенНИПИгенплана решали судьбу железнодорожной ветки и грузовой станции Нева. Так как рядом с ней существовали высоковольтные линии электропередачи и водоводы Северной водопроводной станции, при разборке железной дороги надо было ликвидировать и их. В результате все эти объекты остались в проекте как естественная граница района.

Путепровод в створе Народной улицы уже существовал. Другие соединяющие Кудрово и Веселый Поселок магистрали решили пропустить под железнодорожной насыпью высотой семь метров. В технической зоне железной дороги должны были появиться баня, гаражи, фабрика-прачечная.

Территория Кудрова разбивалась на десять жилых кварталов, пять коммунальных и пять рекреационных зон вдоль реки Оккервиль. Основой планировочной структуры стали продолжения Народной улицы, Мурманского шоссе и Товарищеского проспекта. Первые две магистрали соединялись на восточной границе района, образуя въездную площадь – главную площадь Кудрова. Все эти улицы пересекались с другими перпендикулярно.

Главной улицей Кудрова становилось продолжение Мурманского шоссе. Оно начиналось от главной площади и соединялось с проспектом Большевиков в районе его изгиба между улицами Тельмана и Крыленко. Северная сторона этой магистрали оформлялась бульваром, южная открывалась для осмотра перспективы архитектурных строений. На бульваре резервировались места под парковую скульптуру и фонтаны.

На продолжении Народной улицы создавались основные центры обслуживания населения. Так как эта дорога уже существовала как часть Мурманского шоссе, именно со строительства прилегающих к ней кварталов и должна была начаться застройка Кудрова. Она застраивалась бы комплексно, как главная «рекламная площадка» всего района. В 1993 году здесь планировалось открыть станцию метро «Народная». Рядом с ней могли появиться центры бытового обслуживания, магазины, ателье, столовые и кафе.

На главной площади Кудрова предлагалось создать центр организации досуга. Он должен был стать эмблемой района, архитектурной доминантой, визитной карточкой Ленинграда с востока. Характерной чертой проекта детальной проработки Кудрова стало широкое внедрение в городскую среду деталей ландшафтной архитектуры. Советские архитекторы желали возродить принципы построения дворцово-парковых ансамблей. Еще одной необычной чертой советского проекта стало наличие в нем церкви.

К 1998 году в Кудрове планировалось построить 2,16 млн кв. м жилой площади (42 тыс. квартир). Для выполнения этого плана пришлось согласиться с повышением средней этажности до 12 этажей. Для сравнения: средняя высотность застраиваемого в 1980-х годах района Ржевка-Пороховые – 10 этажей. В таких условиях комфортное проживание могло быть достигнуто только при внедрении вертикального зонирования территории. То есть первые этажи большинства зданий должны были быть отданы под общественные нужды.

Приближение реализации проекта негативным образом сказалось на быте жителей деревни Кудрово. Ее не развивали, так как все равно наметили к сносу. 30 декабря 1989 года ее жители написали коллективное письмо депутату Заневского сельсовета, в котором описали свой быт.

Оказывается, что далеко не все колхозные поля тогда использовались по прямому назначению. Под пашнями было занято только 43% территории. Река Оккервиль к этому времени превратилась в сточную канаву Новосергиевского свинарника. В Кудрове тогда проживали всего 300 человек, из них 120 детей и инвалидов. Только 15 кудровчан работали в местном колхозе, остальные были трудоустроены в Ленинграде. Весь жилой фонд находился в ветхом, аварийном состоянии. Работала всего одна водопроводная колонка. В деревне не было телефона, не функционировали клуб, баня, библиотека.

История рассудила так, что реализация советского плана застройки Кудрова была остановлена в начале 1990-х годов крахом советской экономики и распадом СССР. Современный проект, по которому развивается эта территория, создан заново. Реализуется он на совсем других экономических и социальных принципах с использованием современных строительных технологий, с намного большей этажностью. А поселение так и осталось в составе Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook