Главная городская газета

Опасность в розлив

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Опасность в розлив | Прежде чем покупать сжиженный газ, человеку хорошо бы самому изучить цифры и шифры на своей «таре».<br>ФОТО Виктора БАРТЕНЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Прежде чем покупать сжиженный газ, человеку хорошо бы самому изучить цифры и шифры на своей «таре».
ФОТО Виктора БАРТЕНЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Наверное, это была провокация. Хотя многие назвали бы это по-другому - контрольной закупкой. Дело было в промзоне по адресу: улица Седова, 18. Территория неопределенного статуса и формы собственности, по метрам сдана в аренду. Непосвященный наверняка запутается здесь в заборах, пакгаузах и скрутках колючей проволоки. Именно для него - непосвященного - на заборе повесили циклопический плакат «Пропан». И огромную стрелку. По стрелке мы и пришли на газовую заправку.

Мы - это журналист газеты «Санкт-Петербургские ведомости» с двумя знакомыми, вызвавшимися помочь совершить контрольную закупку двух баллонов сжиженного газа - в розлив. Штука состояла в том, что оба баллона были весьма сомнительного вида (один вообще покрыт ржавчиной). Да и сама АГЗС (автомобильная газозаправочная станция), признаться, не отличалась солидностью. Надземная незакрепленная модульная резервуарная установка (в просторечии просто газовая цистерна) с надписью «Росгаз» расположилась рядом с каким-то складом, какими-то контейнерами и какими-то бетонными сараями... Никакого ограждения - подходи или подъезжай кто хочет.

Об этой заправке рассказали читатели, которым как-то довелось воспользоваться ее услугами, а затем обнаружить, что им залили газ в старый непроверенный 50-литровый баллон.

- Мы, конечно, сами были хороши. Не проверили емкость. А когда стали подключать ее к газовой плите на даче, рассмотрели маркировку. Оказалось, баллон этот уже лет пять как положено было утилизировать. Во всяком случае закачивать туда газ было небезопасно. И на заправке нас никто об этом не предупредил, - рассказали граждане. После того рассказа и родилась мысль проверить это частное впечатление.

У цистерны стоял автомобильчик. Автолюбитель возился с заправочным «пистолетом». На вопрос: «Где хозяин?» — он мотнул головой в сторону будки с окошком. На стук окошко приоткрылось. Высунулся молодой человек. Да, два двенадцатилитровых баллона заправить он сможет. Да, недорого. Надо подождать у цистерны, сейчас он найдет переходник и выйдет.

Когда вышел, стало немножко смешно. Он шаркал по грязному мокрому от луж асфальту чистенькими резиновыми шлепками. Наши баллоны не вызвали в нем ни удивления, ни профессионального отвращения. Он даже не глянул на длинный ряд цифр и шифров, в которых заключались характеристики емкостей. Нацепил шланг с переходником на первый баллон (тот, что с ржавчиной), ушел в будку, в шланге зашипело, закрутился счетчик.

Шипение прекратилось, когда счетчик показал 10 литров. Молодой человек вновь пришаркал из своей будки и повторил операцию со вторым баллоном. Заплатив требуемые 360 рублей 80 копеек, мы погрузили баллоны в багажник автомобиля и ломанулись на ближайший городской газозаправочный пункт в Пушкин. Имелось две цели. Первая: услышать заключение специалистов о состоянии наших баллонов и способе их заправки. Вторая: отделаться от неприятного груза.

Как мы и подозревали, наши баллоны никуда не годились. Срок службы одного из них истек более пяти лет назад. Второй был гораздо новее и вполне мог бы еще эксплуатироваться, если бы не пропущенный - почти на три года - срок освидетельствования. При этом наша «посуда» оказалась опасно переполненной. В одном баллоне перелив составил почти 700 граммов, в другом - 800.

- Похоже, оператор не взвешивал баллоны перед заправкой, - предположил один из сотрудников газозаправочного пункта. - А ведь там на дне наверняка оставалась тяжелая фракция... Ее надо либо предварительно слить, либо учесть, когда заливаешь газ. В любом случае заправлять баллоны нужно с использованием весов. Перелив чреват...

На этой заправке, похоже, не было многого из того, чем должна быть оборудована станция наполнения бытовых газовых баллонов. Не было весов, устройства для опорожнения баллонов, если в них обнаружатся остатки или емкости окажутся неисправными, не было и оборудования для проверки герметичности. Между прочим, это «оборудование» - забавная штука: банка с густым мыльным раствором и кистью. Если раствором намазать горловину баллона, то он начнет пускать пузыри. Разумеется, если в нем есть изъяны. Это называется «обмыливанием». И даже такую несложную операцию на заправке не сделали.

Кстати, про необходимость взвешивания. Оно ведь нужно не только для контроля за степенью наполнения баллона, но и для корректного определения стоимости покупки. Или хотя бы для корректного сравнения с официальными тарифами, установленными комитетом по тарифам Петербурга. Тарифы эти устанавливаются в рублях за килограмм газа, а не за литр.

Распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2016 № 273-р: с 1 июля нынешнего года килограмм сжиженного газа, реализуемый в 50-литровых и малолитражных баллонах населению (без доставки), стоит 33,81 рубля. При очень грубом переводе литров в килограммы (не зная плотность газа, это невозможно сделать точно) получается, что городской тариф за литр составляет примерно 18,8 рубля. А нам наши 20 литров, разлитые в два баллона, обошлись, стало быть, по 18 (без одной копейки) рублей. Экономия, однако!

Внимание к газу и газовому оборудованию становится тем больше, чем чаще происходят разнообразные ЧП. Новостные ленты едва ли не ежедневно доставляют такую информацию. Вот она - без отбора.

9 октября в одном из частных домов, расположенных в поселке Сосново Приозерского района, взорвался газовый баллон. Погиб 34-летний мужчина. Еще два человека получили травмы.

10 октября в Еловском районе Пермского края в результате взрыва баллона погибли двое.

15 октября взорвался 50-литровый баллон в двухэтажном доме в Ивановской области. Частично рухнула перегородка квартиры. Госпитализированы двое.

16 октября спасатели потушили пожар, возникший после взрыва газового баллона в жилом доме в Славянском районе Краснодарского края. Есть пострадавшие.

Сегодня в Петербурге как минимум 15 компаний имеют свои сети газозаправок: у кого - парочка, а у кого и пара десятков станций. У одних есть сертификаты на реализацию сжиженного газа для населения, у других нет. Одни строят заправки на виду, другие ставят цистерны на задворках

промзон. Работу одних непрестанно проверяют на соответствие ГОСТам, правилам и инструкциям. Другие, которых нельзя «кошмарить», могут быть потревожены контролирующими органами только после согласования с прокуратурой. Или когда по их вине случится трагедия.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook