Как избежать «развода на деньги» при покупке машины?

На днях вместе с приятелем покупали машину. Участвуя в этом процессе от начала и до конца, я понял: если не знать его нюансов, элементарные действия легко могут вывернуть карман. И обойтись вдвое, а то и впятеро дороже, чем требуется.

Как избежать «развода на деньги» при покупке машины? | ФОТО Сергея КОНАКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНАКОВА/ТАСС

Бывший в употреблении автомобиль искали долго - хотелось помоложе и с пробегом поменьше, а денег было в обрез. Однако задачу решить все же удалось: хозяин попался сговорчивый, а машина - стоящей. Приехали. Посмотрели. Ударили по рукам. И, по желанию продавца, отправились оформлять сделку в один из ближайших межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов (МРЭО) ГИБДД.

Прибыв на место, увидели на фасаде здания огромную надпись «МРЭО». Поскольку ни я, ни приятель, приобретающий автомобиль, с тонкостями оформления давно не сталкивались, то подумали: попали куда надо. Однако как только была озвучена информация о стоимости услуг, стало понятно, что пара мелких букв ОП (обособленное подразделение) перед аббревиатурой МРЭО в корне меняют ситуацию.

В принципе договор купли-продажи (ДКП) сейчас можно заполнить и самостоятельно. Но продавец, человек обстоятельный и недоверчивый, настоял на его оформлении через посредника. На составление нескольких экземпляров нехитрого, по сути, ДКП (в готовую форму нужно было забить лишь данные продавца, покупателя и машины) ушло не больше десяти минут. «Тысяча двести рублей», - улыбаясь, сказала девушка, оформлявшая документ. «Платим по шестьсот», - согласился продавец. «Комната для расчета за машину нужна?» - интересуется барышня. «Да», - говорит владелец авто. «Тогда еще триста». Снова платим. После того как рассчитались и получили ДКП, началось самое интересное.

«А регистрировать машину будете?» - спрашивает все та же девушка-оператор. «Да, хотелось бы, - отвечает приятель. - Сколько стоит?» Внимательно изучив документы и побегав по клавишам калькулятора, барышня называет сумму около... 13 тыс. рублей. «А еще 850 нужно будет заплатить в виде пошлин за перерегистрацию и внесение изменений в ПТС», - все также мило улыбаясь добавляет она. «Однако...» - растерянно произносит приятель, соображая, есть ли у него эта сумма. А я интересуюсь, из чего она состоит.

Повелительница регистрационных услуг, не моргнув глазом, называет составляющие. За ОСАГО (причем с большой скидкой) мы должны отдать 8 тыс. рублей. С изрядным гаком. Только за направление на техосмотр, который, несмотря на молодость нашей машины, по ее словам, необходим (она выпуска 2014 года, а была введена в эксплуатацию осенью 2015-го), требуется еще почти 1,3 тыс. Плюс 3800 рублей за подготовку пакета документов для ГИБДД. «Сколько-сколько?» - спрашиваю я, не веря ушам. «Три восемьсот», - повторяет барышня. А пока я выяснял детали, приятель подсчитал наличность. «Десяти тысяч нет», - печально сообщил он. Разворачиваемся и уходим. И уже через час выясняется: дефицит наличности сэкономил нам кучу денег.

Из «спального» района, где купили машину, едем в родной в центре города. Рискуем, поскольку ОСАГО отсутствует. Однако уже через 20 минут езды успешно паркуемся возле офиса одной из страховых компаний. Очереди нет. А на просьбу подсчитать стоимость ОСАГО по нашим параметрам менеджер сообщает: поскольку техосмотр в данном случае не требуется (машина еще на гарантии), страховка стоит без трех сотен 7 тыс. рублей. Уже приятный сюрприз. Оформляем. Едем домой писать заявление и оплачивать пошлины через интернет-сервис по госуслугам.

Здесь, правда, нас ждало разочарование: желание не только купить, но и зарегистрировать автомобиль в один день уперлось в оргвопросы. Поскольку время уже перевалило отметку в час дня, интернет-ресурс не хотел предоставлять возможность сделать это сегодня. Завтра и в последующие дни - пожалуйста. А сегодня, видимо, было поздно. «Ничего, едем решать проблему «живьем», - успокоил я приятеля. - Разница ведь невелика: на сайте две пошлины обошлись бы нам (с 30-процентной скидкой) в 595 рублей, а так придется отдать 850. Но ведь мы на страховке сэкономили».

Едем в один из ближайших МРЭО. Входим, объясняем суть дела. Девушка-администратор тут же называет стоимость услуги. «Четыре тысячи шестьсот рублей - и в течение часа все будет готово», - говорит она. Приятель мрачнеет - у него осталось чуть больше трех. Натянуто улыбаясь, прощаемся. А когда идем к автомобилю, краем глаза замечаю перед МРЭО с номером уже знакомые мелкие буквы ОП. «Опа, - думаю. - Снова чуть не наступили на те же грабли».

Разворачиваемся и едем в другое МРЭО. И хотя рядом с государственным отделом тут тоже теснятся офисы со сходными названиями, наперебой предлагающие подготовить документы в ГИБДД, мы их не замечаем. В упор. Быстро заполняем немудреное заявление, тут же оплачиваем через терминал две квитанции на сумму 850 рублей, предъявляем машину на сверку номеров агрегатов. Через пять минут (очереди не было) сдаем все документы. А еще через двадцать получаем новое свидетельство о регистрации. По нашим лицам ползет почти идиотская улыбка радости от того, что все так быстро (и дешево!) закончилось. «Даже обмыть осталось!» - довольно говорит приятель, намекая на праздник.

А я снова подсчитал. Если говорить о первом ОП, там за все про все мы должны были заплатить около 14 тыс. рублей, а в итоге потратили 7,5 тыс. Переплатили бы почти вдвое. Во втором ОП без учета страховки с нас хотели получить 4,6 тыс. рублей. Реально мы заплатили 850. А если бы все делали вовремя и через сайт госуслуг - 595 рублей. Получается, что у коммерсантов эта услуга как минимум впятеро дороже. А по времени, если правильно подойти к делу, то же самое.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии