Охота на дым
Число машин в Петербурге приближается к двум миллионам, и на их долю приходится свыше 85% вредных выбросов в атмосферу. Понятно, что наиболее щедро «одаривает» нас выхлопными газами с высоким содержанием бензола, толуола, бензопирена старый автотранспорт. И что, дожидаться, пока он покинет наши дороги? Вовсе не обязательно, считают в «Пассажиравтотрансе»: там действует специализированный участок, помогающий всему парку машин предприятия избавиться от вредной привычки чадить.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Придя сюда, попадаешь как будто в кабинет поликлиники. Всюду кафель, чистота и порядок. Много света, мониторы компьютеров. Хочется накинуть на плечи халат, а на обувь натянуть бахилы. Это своего рода лечебница для топливной аппаратуры машин, которые пробежали не менее 500 — 600 тысяч километров. Здесь непригодные части форсунок меняют на новые.
Форсунка — устройство, впрыскивающее топливо в цилиндры двигателя. На дизельном автобусе их ровно шесть (по числу цилиндров), и все требуется разобрать, отмыть дочиста в ультразвуковой ванне, а затем поставить «диагноз», выявив проблемные места.
Начальник участка Юрий Онищенко показывает отработавший срок распылитель и новый: разницу легко заметить на глаз. Да и общий вид отслужившего магнита с прогоревшими контактами, где есть совсем уж крошечные элементы, говорит сам за себя. Слесарь Сергей Громов, работающий на топливном участке с момента его открытия — с октября прошлого года, похож, скорее, на молотобойца, но с такими железками обращается довольно умело.
А между тем для регулировки хода анкера, другой важной части форсунки, к примеру, нужна особая точность: для этого используют электронный инструмент, улавливающий отклонения не в миллиметрах, а в микронах (толщина меньше волоса). За смену два работника участка успевают подправить весь топливный узел каждого дизеля, кроме насоса. Но и его теперь (после обучения и стажировки) будут обновлять здесь же, не пользуясь услугами сторонних организаций.
Заменив на форсунке неисправные детали, ее закрепляют на стенде и прогоняют на всех режимах: давление около полутора тонн, температура свыше сорока градусов. Через полчаса с небольшим на руках результаты тестирования, в которых все параметры помечены разным цветом. Если вдруг что-то выделено красным, нужно вернуться и отрегулировать до стандартных величин. Последнее, впрочем, бывает нечасто. Если бы еще качество топлива не подводило! По словам главного инженера автопарка # 2 Павла Кадакина, топливная аппаратура двигателей летит чаще всего по этой причине.
Специализированный участок обслуживает все шесть автопарков предприятия. И хотя средний возраст машин в «Пассажиравтотрансе» уже меньше пяти лет (к Кубку конфедераций было получено 125 новых автобусов), нуждающийся в особом уходе транспорт еще остается.
Отладка топливной аппаратуры отнюдь не единственный способ «снизить дымность», как выражаются транспортники. Если машина «пожилая», но не исчерпала ресурс, можно поставить на нее молекулярный модификатор топлива: небольшое (помещается на ладони) устройство, способное уменьшить вибрацию и шум двигателя, а главное — на треть снизить вредные выхлопы. Приглядев эту разработку, созданную в петербургской компании «Инновационные транспортные технологии», автобусники в течение нескольких месяцев обкатали ее в одном из парков, а потом закупили сотню штук и стали внедрять у себя повсеместно.
Можно и вовсе решить «дымную» экологическую проблему почти полностью, если перевести машины на газ. Такая программа при поддержке городского бюджета выполняется в «Пассажиравтотрансе» несколько лет: сегодня здесь уже 102 автобуса, работающих на газомоторном топливе, а с будущего года число их удвоится.
Комментарии