Одна на мусорной куче

Знаете ли вы, что на 1 января 2017 года в России намечена очередная революция - мусорная? Придуманы новые правила, как граждане должны оплачивать вывоз и утилизацию бытовых отходов. И даже закон написан. Правда, чтобы исполнить этот закон, властям всех уровней нужно будет прыгнуть выше головы. Впрочем, и то вряд ли получится... Не получилось же в прошлом году. Ведь новые правила должны были вступить в силу еще год назад: с 1 января 2016 года.

Одна на мусорной куче | РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

Речь о федеральном законе «Об отходах производства и потребления», в котором в 2014 году появилось революционное новшество - глава V.1. Она определила, что в каждом регионе сбором, вывозом, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением твердых коммунальных отходов (ТКО) должна заниматься единая организация - региональный оператор. Заниматься всем! И одна! В том числе получать деньги, которые население платит «за мусор». Таким образом, управляющие компании отлучаются от «мусорных» платежей населения. Что касается самого населения, то его ожидает новая строчка в квитанции квартплаты - «вывоз и утилизация ТКО».

Сейчас оплата за эту услугу является составной частью платежа за содержание общего имущества: из 10,39 рубля за квадратный метр 3,71 рубля приходится как раз на мусор. Причем из них 2,68 рубля с метра - за транспортировку, а 1,03 рубля - за утилизацию. Деньги в общей куче получает управляющая компания. Она же ищет, с кем бы заключить договор на вывоз ТКО.

Ну, разумеется, пытается экономить. Это ныне не возбраняется. Наоборот, в ряде городских документов прямо говорится, что управляющая компания вправе перераспределять средства: в случае необходимости перекидывать их на другие работы, входящие в «содержание общего имущества». Это называется финансовым маневром и чрезвычайно ценится управляющими компаниями.

И вот более трети этих средств от них собираются отнять и отдать в распоряжение специализированного регионального оператора, отвечающего за все. Федеральный законодатель счел, что это единственный способ избавиться наконец от многочисленных несанкционированных свалок и тем самым решить часть экологических проблем.

Федеральное правительство даже утвердило правила проведения конкурсов среди организаций, которые хотели бы стать региональными операторами. Участвовать в них смогут только российские компании, имеющие лицензии на работу с отходами. С победителями конкурсов регионы заключат договоры на 10 лет.

Главной функцией региональных операторов будет организация работы с ТКО. Иными словами, они будут выступать в роли генподрядчиков, которые смогут заключать договоры с субподрядчиками: перевозчиками, сортировщиками, переработчиками и, разумеется, с полигонами.

Сама услуга по вывозу мусора с 1 января 2017 года (если срок опять не отодвинут) перестанет быть жилищной и перейдет в разряд коммунальных. Это тонкая материя. Жилищные услуги оплачиваются по нормативу с квадратного метра жилья, коммунальные - по нормативу с человека или по счетчику. Таковы установленные в РФ правила.

Не об этом ли мечтали граждане? Ведь каждый из нас хоть раз в жизни возмутился тем, что у нас мусор почему-то производят не люди, а квадратные метры. Ну вот, с переходом на новую систему платежи будут начислять правильно - исходя из количества жильцов квартиры. Правда, непонятно, когда и как это произойдет.

В Петербурге к революционному переходу так или иначе имеют отношение четыре комитета: по благоустройству, по тарифам, жилищный и, в меньшей степени, природоохранный. Каждый из них должен проделать много-много работы, чтобы исполнить закон. И начать должен был комитет по благоустройству.

- Мы и начали. И даже сделали огромную часть своей работы, - отметил заместитель председателя комитета Кирилл Пащенко. - Разработали территориальную схему по обращению с отходами. Этот документ в тысячу страниц содержит всю информацию о мусоре: сколько его в городе, где, какого класса опасности, кто и куда его вывозит, какими маршрутами, кто его принимает, как обрабатывает и где захоранивает... Схема согласована Росприроднадзором, что означает, что она сделана на самом высоком уровне. Этот глобальный документ станет основой для дальнейшего развития отрасли.

Точнее, на основе этой схемы комитету по тарифам предстоит рассчитать и представить на утверждение правительству города новые мусорные нормативы и тарифы. Ныне действуют нормативы, утвержденные в 2008 году. Тогда комитет по тарифам исходил из того, что каждый человек «производит» ежегодно 1,88 кубометра крупных и мелких бытовых отходов. Теперь, как говорят московские специалисты, объем увеличился. Наш комитет измеряет и считает отходы, и работа эта пока не завершена.

Далее правительство Петербурга должно решить, кто именно - какой орган городской власти - будет отвечать за проведение конкурса по отбору регионального оператора.

Далее этот орган будет проводить длительные процедуры.

Далее региональный оператор явится городу со своим банковским счетом.

Далее жилищный комитет подключится к организации сбора платежей и перечисления их на вышеозначенный счет...

Далее комитету по природопользованию предстоит как-то вписаться в новую систему со своими наработками по части сбора и утилизации вредных отходов: батареек, старых градусников, отработанной авторезины и т. п.

Но прежде всего этого федеральное правительство должно еще принять постановление о порядке сбора ТКО. Ведь сейчас никому пока неведомо, каким образом потенциальному региональному оператору надлежит заключать договоры, с кем именно (с гражданами или все же с управляющими компаниями), как следует учитывать объем вывозимого мусора, как вести отчетность.

В сухом остатке... только многоточия. И небезосновательные опасения граждан, что новая строка (когда и если она появится) лишь увеличит общий жилищно-коммунальный платеж. И недовольство управляющих компаний.

Кстати, они не собираются спокойно ждать, когда их лишат трети денег «за содержание». Петербургская Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере, в которую входят 55 компаний города и области, направила в Москву прямо-таки возмущенную петицию, в которой проанализирован проект федерального постановления о порядке сбора ТКО. В этом послании целесообразность новой схемы подвергается, мягко говоря, сомнению. Отмечается, что предлагаемая система означает рождение еще одного монополиста и «имеет коррупционную составляющую». Управляющие компании предлагают совершенствовать нынешнюю систему, а не создавать новую.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5805) от 10.10.2016.


Комментарии