Одинокий солдат морей

У корабелов Выборгского судостроительного завода на минувшей неделе был праздник – подъем государственного флага на новом дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», головном в серии 21900М из трех судов. Строился «Владивосток» 35 месяцев, обошелся бюджету России в 4 млрд 100 млн рублей и вот наконец вышел на ходовые испытания и пришвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, чтобы принять поздравления.

Одинокий солдат морей  | ФОТО Ross-Petukhov/shutterstock.com

ФОТО Ross-Petukhov/shutterstock.com

Пришвартованный рядом на вечной стоянке ледокол-музей «Красин» невольно подчеркивал габариты и мощь «Владивостока». По сравнению с почти 100-летним «дедушкой» новый ледокол в разы крупнее – 119 метров в длину, 27,5 м в ширину, мощью 27 тысяч «лошадей» (17,4 МВт).

Чиновники высокого ранга – замминистра транспорта Виктор Олерский, президент ОСК Алексей Рахманов и многие другие, как водится, желали новорожденному ледоколу семь футов под килем, называли самым мощным из ныне имеющихся у России дизель-электрических ледоколов, ставили высокие оценки – «4 с плюсом» (на «пятерку», мол, проверят льды), называли «универсальным солдатом северных морей». «Владивосток» сможет не только прокладывать путь караванам судов в полутораметровых льдах, но и сам перевозить грузы, быть судном-спасателем. Лишь одно обстоятельство несколько снижало праздничный градус. Отвечая на вопрос корреспондента «СПб ведомостей», Алексей Рахманов сообщил, что около 70 процентов в новом ледоколе – импортные комплектующие. «Задержались мы несколько с импортозамещением», – отметил он. Но заверил: в следующих судах этой серии импортная составляющая будет доведена «до 50 процентов и меньше».

Крутые мощные борта и высокие палубные надстройки «Владивостока» свидетельствовали: судостроение как отрасль в Ленинградской области есть. Но есть ли судостроительный кластер, о котором на церемонии говорил вице-губернатор 47-го региона Дмитрий Ялов?

Если верить официальному сайту экономического комитета правительства Ленобласти (lenoblinvest.ru), данный кластер уже существует. Так же как автопромышленный, радиофармацевтический, лесопромышленный, инновационный, агропромышленный... Но, если кликнуть на соответствующую «иконку» Леноблинвеста, получите перечень из семи предприятий судостроительной отрасли, данные за 2012 (?) год об объемах производства (17 млрд руб.) – и это все. Мы надеялись получить более внятную информацию на заседании Инвестиционного совета при губернаторе Ленинградской области, который состоялся буквально через день после торжеств на «Владивостоке» и его основной темой являлся как раз судостроительный кластер.

Вице-губернатор Дмитрий Ялов, курирующий экономику, нередко повторяет слово «кластер». Вот и это заседание он открыл с заявления: – Кластер – это не мантра...

К сожалению, продолжения не последовало, и усвоить, что же в Ленобласти понимают под этим словом, опять не удалось. Но, видимо, в правительстве области и сами понимают, что судостроительный кластер еще предстоит создавать, иначе не заказывали бы научную работу на эту тему Крыловскому государственному научному центру. Представителю этого учреждения Юрию Дехтяруку было предоставлено слово на этом заседании.

Доклад, который прозвучал, мало что добавил для понимания проблемы. Нарисовать с десяток слайдов с кружками и стрелочками – без единой цифры, анализа и предложения – дело пары часов в зависимости от владения графическим пакетом...

– А делать-то что надо? – задал Ялов вполне житейский вопрос. Но ответа не дождался.

Из последовавшего затем выступления представителя Минпромторга Дениса Цуканова вытекал печальный вывод: никаких промышленных кластеров в Ленинградской области, в том числе и судостроительного, пока что нет.

В конце июля текущего года правительство РФ наконец определилось со своим пониманием промышленного кластера как инструмента импортозамещения и издало постановление # 779. Промкластер определяется как «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или нескольких субъектов Российской Федерации». Ключевое слово тут, наверное, «отношения». Но какие такие отношения существуют на нынешнем этапе между Выборгским судостроительным заводом и заводом «Пелла», между Невским судостроительным-судоремонтным заводом и «Свирской судоверфью»? Да никаких, каждый выпускает свою конечную продукцию. Остаются три завода, производящих комплектующие для отрасли: «КРИЗО» – приборостроение в основном для противопожарных систем; «Буревестник» – судовая арматура; «Ладога» – гидроакустические системы.

Вряд ли этот набор исторически возникших и существующих ныне предприятий судостроительной отрасли на территории Ленинградской области Минпромторг признает кластером и предоставит ему государственную поддержку. Ни одному из провозглашенных в постановлении требований он не отвечает. Наличие специализированной компании, которая ведет от имени кластера все дела на государственном уровне? Нет ее. Не менее 10 субъектов в сфере промышленности? Их всего 7.

А главное – нет пока функциональной карты судостроительного кластера (как, впрочем, и остальных «кластеров»), то есть обозначенных целей, задач и путей их достижения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны