Одинокий солдат морей

У корабелов Выборгского судостроительного завода на минувшей неделе был праздник – подъем государственного флага на новом дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», головном в серии 21900М из трех судов. Строился «Владивосток» 35 месяцев, обошелся бюджету России в 4 млрд 100 млн рублей и вот наконец вышел на ходовые испытания и пришвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, чтобы принять поздравления.

Одинокий солдат морей  | ФОТО Ross-Petukhov/shutterstock.com

ФОТО Ross-Petukhov/shutterstock.com

Пришвартованный рядом на вечной стоянке ледокол-музей «Красин» невольно подчеркивал габариты и мощь «Владивостока». По сравнению с почти 100-летним «дедушкой» новый ледокол в разы крупнее – 119 метров в длину, 27,5 м в ширину, мощью 27 тысяч «лошадей» (17,4 МВт).

Чиновники высокого ранга – замминистра транспорта Виктор Олерский, президент ОСК Алексей Рахманов и многие другие, как водится, желали новорожденному ледоколу семь футов под килем, называли самым мощным из ныне имеющихся у России дизель-электрических ледоколов, ставили высокие оценки – «4 с плюсом» (на «пятерку», мол, проверят льды), называли «универсальным солдатом северных морей». «Владивосток» сможет не только прокладывать путь караванам судов в полутораметровых льдах, но и сам перевозить грузы, быть судном-спасателем. Лишь одно обстоятельство несколько снижало праздничный градус. Отвечая на вопрос корреспондента «СПб ведомостей», Алексей Рахманов сообщил, что около 70 процентов в новом ледоколе – импортные комплектующие. «Задержались мы несколько с импортозамещением», – отметил он. Но заверил: в следующих судах этой серии импортная составляющая будет доведена «до 50 процентов и меньше».

Крутые мощные борта и высокие палубные надстройки «Владивостока» свидетельствовали: судостроение как отрасль в Ленинградской области есть. Но есть ли судостроительный кластер, о котором на церемонии говорил вице-губернатор 47-го региона Дмитрий Ялов?

Если верить официальному сайту экономического комитета правительства Ленобласти (lenoblinvest.ru), данный кластер уже существует. Так же как автопромышленный, радиофармацевтический, лесопромышленный, инновационный, агропромышленный... Но, если кликнуть на соответствующую «иконку» Леноблинвеста, получите перечень из семи предприятий судостроительной отрасли, данные за 2012 (?) год об объемах производства (17 млрд руб.) – и это все. Мы надеялись получить более внятную информацию на заседании Инвестиционного совета при губернаторе Ленинградской области, который состоялся буквально через день после торжеств на «Владивостоке» и его основной темой являлся как раз судостроительный кластер.

Вице-губернатор Дмитрий Ялов, курирующий экономику, нередко повторяет слово «кластер». Вот и это заседание он открыл с заявления: – Кластер – это не мантра...

К сожалению, продолжения не последовало, и усвоить, что же в Ленобласти понимают под этим словом, опять не удалось. Но, видимо, в правительстве области и сами понимают, что судостроительный кластер еще предстоит создавать, иначе не заказывали бы научную работу на эту тему Крыловскому государственному научному центру. Представителю этого учреждения Юрию Дехтяруку было предоставлено слово на этом заседании.

Доклад, который прозвучал, мало что добавил для понимания проблемы. Нарисовать с десяток слайдов с кружками и стрелочками – без единой цифры, анализа и предложения – дело пары часов в зависимости от владения графическим пакетом...

– А делать-то что надо? – задал Ялов вполне житейский вопрос. Но ответа не дождался.

Из последовавшего затем выступления представителя Минпромторга Дениса Цуканова вытекал печальный вывод: никаких промышленных кластеров в Ленинградской области, в том числе и судостроительного, пока что нет.

В конце июля текущего года правительство РФ наконец определилось со своим пониманием промышленного кластера как инструмента импортозамещения и издало постановление # 779. Промкластер определяется как «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или нескольких субъектов Российской Федерации». Ключевое слово тут, наверное, «отношения». Но какие такие отношения существуют на нынешнем этапе между Выборгским судостроительным заводом и заводом «Пелла», между Невским судостроительным-судоремонтным заводом и «Свирской судоверфью»? Да никаких, каждый выпускает свою конечную продукцию. Остаются три завода, производящих комплектующие для отрасли: «КРИЗО» – приборостроение в основном для противопожарных систем; «Буревестник» – судовая арматура; «Ладога» – гидроакустические системы.

Вряд ли этот набор исторически возникших и существующих ныне предприятий судостроительной отрасли на территории Ленинградской области Минпромторг признает кластером и предоставит ему государственную поддержку. Ни одному из провозглашенных в постановлении требований он не отвечает. Наличие специализированной компании, которая ведет от имени кластера все дела на государственном уровне? Нет ее. Не менее 10 субъектов в сфере промышленности? Их всего 7.

А главное – нет пока функциональной карты судостроительного кластера (как, впрочем, и остальных «кластеров»), то есть обозначенных целей, задач и путей их достижения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.


Комментарии