Обычный мир особых людей
В небольшом зале Музея истории профессионального образования прошел закрытый показ документального фильма «Миры», рассказывающего об особых людях. Актеры из включенного театра «Питер Шед», спортсмены из команды по адаптивному парусному спорту, принимавшей участие в специальной Олимпиаде, художник и мультипликатор из реабилитационного центра при психиатрической больнице разрешают камере заглянуть в их «миры», которые весьма интересны и совсем не так уж далеки от мира «обычных» людей...
ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com
– Эти люди в действительности не инвалиды, в нашем понимании, не ущербные люди, – слова одного из героев фильма, тренера сборной России по парусному спорту (специальные Олимпийские игры), автора программы «Адаптивный яхтинг» Владимира Куликова хочется сделать эпиграфом к фильму. – Они имеют свое понимание жизни, свое отношение к ней, и в некоторых случаях их мир даже богаче, чем у многих. Так называемые здоровые люди более зашорены, у них огромное количество мелочных бытовых проблем. Эти же ребята, может быть, не понимающие какие-то бытовые нюансы, чище, свободнее и внутренне раскрепощеннее.
В фильме отсутствуют авторские комментарии, какие-то пояснения или призывы. Инициатор его создания сценарист и режиссер Ольга Спиркова вместе с соавтором Алексеем Заикиным предоставляют право голоса своим героям. Именно они рассказывают о своих достижениях и проблемах, их стихи звучат за кадром, камера как будто «подглядывает» за их жизнью, иногда «замирая» на чьем-то лице или какой-то детали.
Три части фильма, три мира... Мир включенного театра «Питер Шед», где самые различные ребята, не делясь на «умных» и «глупых», «ходячих» и «колясочников», репетируют и выступают на сцене. Архивные кадры театра, показывающие спектакли и репетицию номера «Блю Канарис» вместе со знаменитым клоуном Городецким, сменяются бытовыми зарисовками из «Солнечного дома» – летней дачи «Питер Шеда». Бегают собаки, ребята читают стихи, вышивают, а директор театра Ирина Рогалева успевает и за порядком следить, и на камеру интервью давать.
– Почему он должен сидеть, даже если у него 1-я группа инвалидности, если он может работать? Вот Сережа без работы. У него юридическое образование. Кто его берет? Никто, потому что существуют сложности. Но тогда зачем обучаются эти ребята? Вот она работает при поликлинике (показывает на одну из участниц актерской труппы, девушку с аутизмом. – Прим. ред.) курьером, развозит анализы по всему городу. И получает... 1400 – 2000. Я спрашиваю: «В день?», она говорит: «В месяц». Таких зарплат же не бывает. Нечестно это все...
Владимир Куликов, делясь воспоминаниями о том, с чего начиналась программа «Адаптивный яхтинг», рассказывает, как провалилась первая попытка объединить яхтингом учеников обычной и коррекционной школ, и тем самым поднимает еще одну наболевшую проблему.
– По отдельности вроде бы все соглашались, что это нужно, благородно, важно и для тех и для других. Когда пришли, когда реально друг друга увидели, произошло отторжение. Родители, посмотрев на этих ребят, физически не очень развитых, кто-то кривоват, у другого вид отстраненный, одеты плохо... «нет, нет, мы не понимали, с этими... мы ошиблись, извините, в этой программе не участвуем».
И тут же на экране появляются кадры из видео, снятого самими ребятами во время участия в XIV Всемирных летних специальных олимпийских играх. Кстати, с Олимпиады ребята привезли две золотые, серебряную и бронзовую медали. Они, особые, «специальные», как самые обычные ребята без устали делали фотографии и видео, шутили и переругивались («не лезь в камеру»), гуляли по Лос-Анджелесу и ахали, глядя на высотки и красоты.
«Мы гости из другой галактики, – начало третьей части фильма символизирует смешной нарисованный человечек, машущий руками. – Мы прилетели к вам в гости, чтобы осмотреться и установить дипломатические отношения. Мое имя Александр Владимирович Чак. Я капитан исследовательского корабля Джексон...»
– В детстве я хотел стать космическим пограничником, как еще по-научному сказать... космическим блюстителем порядка, – рассказывает автор мультфильма, назвавший главного героя Александром Владимировичем в честь самого себя, он на секунду задумывается и философски замечает: – Хотя, кто его знает, может, и стану.
Мультфильмами Александр начал заниматься не очень давно, а картин нарисовал уже много. Яркие сочные цвета его работ с маленькими смешными человечками так диссонируют с захваченными беспристрастной камерой кусочками его быта... Квартира, требующая ремонта, старенькая мебель... Для фильма из всех работ выбрали серию картин про Ивана Грозного, которые Александр комментирует очень серьезно, показывая одновременно и знание истории, и буйное воображение.
– Это картина «Царь Иван Грозный наблюдает битву ангелов с инопланетянами» ... Инопланетян не знаю, но вот ангелы с тех пор не появлялись. Этот сюжет более драматичен (на картине видны горящие дома. – Прим. ред.). В те времена недовольных царем было очень много. Бунтовали редко, но мощно. Опричники сжигают дома в назидание другим по велению самого Ивана Четвертого. Оставшиеся в живых либо сосланы в Сибирь, либо казнены посеканием головы или повешением.
Калейдоскоп зарисовок из разных «миров», наполненный рассказами о достижениях и проблемах, песнями и стихами, улыбками и мечтами, в финале сменяется единой песней. «Пусть миром правит любовь./ Так было и так будет вновь./Пока живут на свете люди./Пусть миром правит любовь./И не нужно лишних слов,/Так было и всегда так будет...»
Эту песню герои фильма поют на экране. И они же, сидящие в зале на просмотре, устроенном специально для всех участников съемок, тут же начинают подпевать, громко, искренне и от души награждая авторов фильма аплодисментами.
– Это не премьера фильма, это наш «отчет» перед его героями, – поясняет Ольга Спиркова, для которой, ранее выступавшей в роли театрального продюсера и импресарио, фильм стал дебютом и как для режиссера, и как для кинопродюсера. – Мы только что его закончили, отправили на конкурс, планируем принять участие в разных фестивалях. Пока затрудняюсь сказать, где и когда его можно будет увидеть, но очень надеюсь, что мы сможем показать его широкому кругу зрителей.
Лично для меня, когда я два года назад попала на выступление «Питер Шеда», – это стало настоящим человеческим откровением. Я открыла другой мир... И родилась идея этого фильма. После одно цеплялось за другое, появлялись новые герои, и знакомство с ними делало наш собственный мир богаче и ярче. Мы взяли три мира, по большому счету изолированных, но, войдя туда с камерой, мы увидели и постарались показать зрителям, что все мы живем в одном мире, который Экзюпери назвал «планета людей». Это один мир – человеческий, и лишь мы сами его делим и дробим.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.
Комментарии