Образ врага

Сообщения о том, что ученые стоят на пороге открытия нового лекарства против рака, появляются чуть ли не каждый месяц. И каждая такая «онконовость» с ходу становится сенсационной. Ведь она дарит надежду на исцеление тысячам пациентов. В конце концов изобрели же ученые средства от других «убийц», державших ранее в страхе все человечество?!

Образ врага | Иллюстрация Image-PointFr/shutterstock.com

Иллюстрация Image-PointFr/shutterstock.com

Но перешагнуть порог пока никому не удалось. Хотя специалисты НИИ им. Петрова уже вплотную приблизились к тому, чтобы создать средство, уничтожающее болезнь с помощью собственной иммунной системы пациента. Первые испытания на добровольцах показали весьма впечатляющие результаты.

- Природа подарила человеку мощное оружие против многих болезней - иммунную систему, - рассказывает заведующая отделом онкоиммунологии НИИ имени Петрова Ирина Балдуева. - Она распознает любое внешнее вторжение, будь то вирус или инфекция, и направляет все силы, чтобы их уничтожить. Но совсем другая картина, когда в организме появляется враг внутренний - злокачественная опухоль.

Как известно, в организме любого человека все клетки, за исключением нервных, постоянно делятся. И каждый день появляется определенное количество потенциально раковых. Иммунная система их тут же вычисляет и уничтожает. Помогают ей в этом дендритные клетки, которые могут «разорвать» раковую клетку на мелкие кусочки. Более того, дендритные клетки удерживают на своей поверхности белки-антигены, чтобы другие иммунные клетки, так называемые Т-клетки, смогли научиться распознавать «чужака».

Однако стоит иммунитету в какой-то момент ослабнуть, как злокачественные клетки начинают свою «подрывную деятельность». В ходе размножения они меняют свой так называемый антигенный профиль. Проще говоря, мимикрируют таким образом, что защитная система их не воспринимает. Более того, создавая своеобразный организм в организме, они еще и подавляют иммунитет.

Можно ли заставить защитные силы организма выйти из спячки?

- Можно, - уверена Ирина Балдуева. - Об этом догадывались врачи еще в позапрошлом веке. В медицинской литературе описывается случай, когда человек, у которого была обнаружена раковая опухоль, неожиданно заболел оспой. В процессе лечения заразного заболевания опухоль стала исчезать. Иммунная система, сражаясь с заразой, неожиданно «пришла в сознание» и начала видеть не только вирусы, но и раковые клетки.

Новое направление в медицине начало развиваться, но вскоре изобрели лучевую терапию, а затем химиотерапию. И об иммунологии на время забыли. Вернулись к ней лишь недавно, когда стало ясно, что лучевая и химиотерапия имеют серьезные недостатки. Некоторые пациенты после курса химиотерапии не могут ни говорить, ни есть, испытывают сильные боли. К тому же существуют формы раковых клеток, устойчивые к любым химиопрепаратам. А препараты иммунотерапии действуют точечно на внутриклеточном уровне. По сути, это специальные активные клетки, способные связываться со злокачественными образованиями и их уничтожать, не трогая здоровые ткани. И сегодня это направление считается в онкологии наиболее перспективным.

Суть разработанной в НИИ им. Петрова методики заключается в следующем. У пациента берут кровь, которую помещают в специальный флакон. Через некоторое время на его стенках оседают дендритные клетки. Их помещают в специальную среду, по составу близкую к той, что существует в организме человека. Это нужно для того, чтобы клетки обрели силу, необходимую для борьбы с раком. Процесс продолжается несколько дней. Потом белковые фрагменты опухоли смешивают с дендритными клетками, как бы говоря им «фас». После этого врачам остается лишь ввести полученную вакцину пациенту, и его собственные лимфоциты с подачи дендритных клеток начинают атаковать раковые клетки в организме.

Вакцинация проходит курсом, инъекции делаются с периодичностью, которую определяет врач и которая зависит от состояния иммунной системы больного, локализации и стадии заболевания. Лечение назначается после прохождения основного курса, зачастую тогда, когда все возможности стандартных методов уже исчерпаны. На первых этапах вакцинация проводится раз в две-три недели. Затем интервал увеличивается до трех месяцев, потом до полугода.

Отметим, что каждую вакцину фактически делают вручную. Это сложная, требующая высокой квалификации работа.

- В нашем институте иммунотерапию применяют уже на протяжении восьми лет. Чаще всего в сочетании с другими, классическими, методами лечения, - продолжает Ирина Балдуева. - А недавно мы пришли к выводу, что клеточные технологии способны помочь людям даже в третьей и четвертой стадии таких чрезвычайно злокачественных форм рака, как меланома и саркома. Примерно у 46 процентов пациентов с запущенной формой рака опухоль переставала расти либо уменьшилась в размерах. В онкологии это считается очень хорошим результатом.

Хочется отметить, что практически все пациенты проходили курс вакцинации бесплатно, поскольку методика входила в финансируемую государством программу высокотехнологичной медицинской помощи. Реальная же стоимость только первого курса колеблется от 140 до 220 тысяч рублей.

Сейчас онкологи института надеются, что им удастся получить разрешение внести эти вакцины в клиническую практику лечения рака. Если это произойдет, то закупку дорогостоящих расходных материалов возьмет на себя государство и современный метод борьбы с опухолями станет доступным для всех пациентов.

Тем более что в России принят закон о биомедицинских клеточных продуктах, который наконец позволит применять инновационные клеточные препараты в лечении больных. В силу документ вступит поэтапно: с 1 января 2017 года - основная часть и через год - правила работы с биомедицинскими клеточными продуктами.

КСТАТИ

Начиная с 2010 года в НИИ онкологии провели 1585 циклов вакцинотерапии на основе дендритных клеток, лечение получили 203 пациента.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5864) от 10.01.2017.


Комментарии