Обойдемся без грубиянов?

Продолжающийся экономический кризис дает вполне предсказуемые метастазы. Растет число неплатежей: банкам, коммерческим структурам, микрофинансовым организациям, коммунальным службам, да и просто физическим лицам (те же алименты, к примеру). Соответственно, активизировались коллекторские агентства, специализирующиеся на выбивании долгов. Едва ли не каждый день приносит новые вести об их «подвигах»: там бросили гранату в квартиру, здесь подожгли дом. Власть отреагировала в традиционном стиле: лучшее средство от головной боли – это гильотина. Сразу из двух палат парламента раздалось: коллекторские агентства надо ликвидировать.

Обойдемся без грубиянов? | ФОТО digitalconsumator/shutterstock.com

ФОТО digitalconsumator/shutterstock.com

Призыв этот, несомненно, встретит одобрение у большинства населения. Коллекторы стали все больше напоминать «братков» из лихих девяностых. Те же наглость, жестокость, беспринципность и, главное, полное чувство безнаказанности.

Однако стопроцентной поддержки предлагаемая мера все же не найдет. Радость тех, У КОГО выбивают деньги, не разделят те, ДЛЯ КОГО их выбивают. Надо думать, далеко не все из них в восторге от тех методов, которыми действуют коллекторы (тем более что эти ребята за свою работу берут немало). Но... вся беда в том, что другой возможности получить деньги с нерадивого должника, как правило, нет.

В России коллекторы, по сути, стали вынужденной компенсацией беспомощности государства. В ответ на законный вопрос «А что взамен?» наши мудрые законодатели на голубом глазу отвечают: суд. Только он должен иметь право принимать решение о взыскании. И только судебный пристав-исполнитель должен этим взысканием заниматься.

И здесь у меня в очередной раз возникает ощущение, что мы с нашими слугами народа живем в разных государствах. За долгие годы работы на ниве правовой журналистики я уже сточил перо, описывая вступившие в законную силу судебные решения, которые невозможно исполнить.

Может, кое-кто уже забыл эпопею с фирмами-мошенницами, обещавшими людям сказочные проценты по вкладам, а потом «растворявшимися в тумане». Вкладчики сплошь и рядом оставляли там последние деньги – накопления всей жизни, «гробовые», взятые в долг, полученные от продажи единственных квартир. Когда все это ухало в тартарары, человеческим трагедиям не было конца. Люди с семьями оставались на улице, умирали от инфарктов, кончали с собой...

Суды спокойно выносили решения о взыскании. Решений этих были тысячи. Но цена им была – ноль. Оказывалось, что все имущество фирмы-должника – два сломанных стула и один неработающий компьютер. И больше ничего взыскать невозможно, хоть убейся. Допускаю, что уже тогда в головах у многих пострадавших возникала мысль: коли закон бессилен, не нанять ли лихих ребят, чтобы они подняли негодяев «на вилы»?

Признаюсь, и сам я стал об этом задумываться. Уже три года гляжу в глаза подонку, «опустившему» мою хорошую знакомую на крупную сумму. При встрече он безмятежно разводит руками: «Ну вот такое я дерьмо. Можете резать меня на кусочки, но денег нет». Его нельзя лишить права выезда за границу, потому что он туда не ездит. У него нельзя отобрать водительские права, потому что у него их нет. Он живет с мамой в двухкомнатной «хрущевке», ходит круглый год в одном и том же пальто и прекрасно знает, что я ему ничего не сделаю.

Впадая в гнев, я вижу эту сволочь горящей на медленном огне. Но, успокоившись, понимаю, что это все равно ничего не решит. Нет, пусть лучше наденет рабочую спецовку или оранжевую куртку дворника и идет отрабатывать свой долг тяжким грязным трудом. И пусть пашет, пока не отдаст все до копейки. И пусть это наказание будет неизбежным, как восход солнца.

Полагаю, что такая мера заставила бы задуматься многих наших сограждан, легкомысленно влезающих в кредиты «ради нового айфона». Единственное, что пока останавливает любителей легких денег, – это шанс встретиться с грубыми коллекторами.

Казалось бы имеет смысл эти структуры «почистить», цивилизовать, наладить над ними строгий контроль, но все-таки оставить как единственную эффективную форму борьбы с неплатежами. Но тут ведь надо думать головой, прилагать какие-то усилия. Проще рубануть сплеча и запретить.

Нетрудно предвидеть, что с исчезновением коллекторов неплатежи приобретут космические масштабы. Но наивно думать, что из-за этого закроются банки или те же микрофинансовые организации. Нет, они не исчезнут, просто переложат невозвращенные долги на честных людей. К примеру, в виде грабительских процентов на кредиты, что угрожает повышением цен на товары и услуги для любого из нас.

Но до того ли нашим слугам народа? Прокукарекал – а там хоть не рассветай.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.


Комментарии