«Обнаженка»

Вряд ли дом № 28 по улице Достоевского когда-нибудь станет памятником. Хотя ныне он и находится в списке «вновь выявленных объектов культурного наследия» под номером 1210 - «доходный дом О. Головкина», построенный аж в середине XIX века, когда улица еще именовалась Ямской. Правда, иные знатоки-краеведы утверждают, что КГИОП ошибается и что дом это не Головкина, а Головкиной. А еще говорят, что целый год здесь жил сам Некрасов. Вот так!

«Обнаженка» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Так или нет, но за те 16 лет, что дом числится «выявленным», много воды утекло, много кирпичей рассыпалось, много образовалось новых трещин. Ныне дом О. Головкина(ной) в полной мере соответствует тому, что соотечественники издавна называют Петербургом Достоевского. И чем, как ни странно это осознавать, привыкли даже гордиться...

Этот дом - на всю округу единственный, чей двор всегда был открыт улице. Ну разве что отделен от нее легкой металлической оградой и кирпичным сараем-сторожкой. Вернее тем, что от него осталось, поименованное ныне литерой В. Когда-то между этим сараем и стеной дома был узкий арочный проход во двор: калитка для прохожих на тот случай, если закрыты ворота в металлической ограде. Есть проход и сейчас. Вот только все кирпичи из арки давно вывалились, обнажив металлическую балку.

Наш фотокорреспондент с интересом наблюдал обнаженную жизнь двора, которую вообще-то не принято демонстрировать чужим. Не поведешь же гостя в кладовку, где хранится пылесос, швабры и коробки с тряпьем! А здесь - вот оно, все на виду. Щербатая, готовая развалиться стена соседствует с новеньким оранжевым терминалом для сбора вредных отходов, свежий намытый стеклопакет - с разбитым бурым окном соседней квартиры... Кто-то вынес на помойку огромный осколок зеркала. В нем отразилась улица Достоевского. Зеркало привлекло внимание здешних маргиналов. Пьяненькая дама (все-таки женщина остается женщиной!) принялась придирчиво рассматривать себя со всех сторон, поправляя хвостик серых волосенок. А мужичок... скорчил рожу сам себе.

В Петербурге, как говорят, есть места, имеющие собственную ауру и своевольный характер: что бы с ними ни делали, они все равно сохраняют свою физиономию. Самый яркий пример - Сенная площадь. Уж сколько реконструкций и реноваций они пережила? И все равно неизменно возвращалась к своему исконному характеру - торжища и толковища.

А дом Головкина способен ли измениться? Хочет ли он измениться?

Сегодня здесь - в двух его литерах А и Б - живут чуть больше 50 человек. Мало-помалу сами граждане вытаскивают свой дом из печального положения. Все меньше коммуналок - осталось 8, все больше отдельных квартир - уже 11. Вот и за чистотой следить начали, и о необходимости ремонта говорят все чаще и чаще. Во всяком случае пишут письма и жалобы... Но, похоже, ремонта не дождаться, как и статуса памятника: через год-два, если верить программе капремонта, заменят кровлю на обеих литерах, а до остального - годы и годы. Фасад, к примеру, намечено обновить... в 2030 - 2032 годах.

#улица Достоевского #дворы #КГИОП

Комментарии