Обман зрения для людей без слуха

Слышащие более-менее знакомы с жестовым пением, настолько красивым зрелищем, что его внедряют в свои номера и обычные артисты — например, такой обычный человек, как Майкл Джексон. Но международного фестиваля жестового пения (когда человек «поет руками» слова под фонограмму) не сотворишь: индийские или американские глухие попросту не поймут, о чем там русская песнь. Так что фокусы — самое то.

Обман зрения для людей без слуха  |

Глухие и слабослышащие видят лучше слышащих (зрение может быть и не идеальным — но чело­век без слуха просто вынужден быть внимательнее к визуальным эффектам), следовательно, обма­нуть их зрение задача не из лег­ких. Далее. Глухие обладают не­вероятной ловкостью рук — опять же по необходимости, для жесто­вого общения. Далее. Иллюзион для глухих и слабослышащих — настолько уместное развлечение, что существует даже Всемирное общество глухих иллюзионистов.

Международные фестивали глухих иллюзионистов прово­дятся 20 лет, но Россия стала принимающей стороной лишь недавно: в 2002 году фестиваль глухих иллюзионистов состоял­ся в Москве. В этом году гостей принимал Петербург — просто потому, что сами иностранные фокусники страсть как хотели посетить наш город. Всего при­ехали представители 14 стран.

Символ фестиваля в Петербур­ге — развеселый заяц, которого, вопреки обыкновению, не вытас­кивали из шляпы — он сам высу­нулся. Неслышащие — достаточ­но жизнерадостные люди, чтобы время от времени подшучивать над своей глухотой, поэтому и в выборе символа фестиваля мне увиделась самоирония — у зайцев-то слух отменный. Но Ольга Новоселова, председатель Санкт-Петербургской региональ­ной организации Всероссийско­го общества глухих (редкий слышащий в среде неслышащих), переубедила: «Нет, самоирония тут ни при чем. Наличие ушей, к сожалению, не означает наличие слуха. А почему заяц... Ну ведь симпатичный же, правда?»

...В Ленинградском дворце молодежи — полный зал. Был бы обычный конкурс фокусни­ков — был бы полный зал детей. Тут полно взрослых. Еще на под­ступах к ЛДМ собирались стай­ками молодые здоровые, краси­вые, модно одетые люди. Обни­мались, болтали. С одной сторо­ны, у них в диалоге почти не на­рушается «личное пространст­во»: для беседы глухим нужно находиться на приличном рас­стоянии друг от друга, чтобы ви­деть жесты. С другой — если «личное пространство» наруша­ется, никто не в претензии: ок­ликнуть человека невозможно, и, чтобы привлечь внимание, до человека надо дотронуться.

Меня тронул за плечо какой-то мужчина и жестами что-то спросил. Я захлопала глазами. В кои-то веки слышащие оказа­лись в меньшинстве и чувство­вали себя неуверенно. Две де­вушки перед началом концерта объясняли в буфете, какую гази­ровку им надо: бедная буфетчи­ца перебрала все напитки, пока не добралась до нужного.

Знаете ведь, как у нас: перед сеансом кино или перед пред­ставлением в зале пускают фо­ном какую-нибудь музычку. Из за­ла доносилось: «Попробуй м-м-м, м-м-м/ Попробуй джага- джага», а потом «Жениха хотела-а-а/ вот и запете-е-ела, ла-ла». Для меня — несчас­тье слышать такое. Для них — счастье было бы слышать хоть такое. Кстати, фо­нограмма, сопровождавшая выступления фокусников (и, естественно, не слышная им), подобрана с исключи­тельным вкусом: классика, джаз...

Иллюзионисты управля­лись с огнем, ловили на ост­рие кинжала воздушный шар с канделябром, проты­кали шпагами ассистенток.

Два американских пацана превратили голубя (приве­зенного с собой) в кролика (кролика купили в Питере и здесь же оставили). Кстати, о птичках: итальянский глухой иллюзионист намучился, поскольку его голу­бей, можно сказать ассистентов, не пропускали на таможне: а вдруг птичий грипп? «Пришлось нам поставить на уши Москву, ве­теринарные службы, чтобы дали разрешение», — рассказывает Ольга Новоселова. Так пока раз­решение не дали — приходилось регулярно ездить на таможню и этих голубей кормить.

Глухие артисты не слышат аплодисментов — поэтому ободрить их можно, подняв обе руки и повертев кистями рук, будто танцуя «цыганочку». Не было вот этого самого нудного момента: когда затейник не мо­жет никого вызвать из зала, тут желающих стать подопытными в фокусах было хоть отбавляй. Иностранные фокусники легко находили общий жестовый язык с нашими зрителями.

Изредка в зале звонили мо­бильники (все глухие использу­ют мобильники для эсэмэсок) — и никто не шикал. В проходах темного зала то и дело галопи­ровала ватага совсем малень­ких детей, которым, видите ли, не сиделось на месте, но их во­пли никому не мешали, их про­сто не слышали.

Жили фокусники там же, где и выступали, — в ЛДМ. Дивились на некоторые особенности наше­го быта (например, есть сауна, зато в номере нет горячей воды) и поражались красотам города. Экскурсия по музеям представля­ла собой яркую картину: экскур­совод говорит по-русски, наш сурдопереводчик изъясняется на жестовом языке (который пони­мают русскоговорящие), подхва­тывает другой сурдопереводчик, владеющий международным жестовым языком, и сообщает информацию иностранцам. Правда, находились таланты, по­нимающие все: двухлетний ребе­нок из Америки (папа — амери­канец, мама — русская) болтал и на американском жестовом, и на русском жестовом.

...А фокусничают сейчас луч­ше всего в России: «Гран-при» получил москвич Андрей Тюрин.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 101 (3648) от 7 июня 2006 года.


#слабослышащие #театр #фестиваль

Комментарии