«О» - значит «Овечка»

Вчера, как и 180 лет назад, в северной столице прошли железнодорожные торжества. На этот раз не дорогу открывали, а музей техники, которая обслуживала стальные магистрали со дня открытия первой Царскосельской железной дороги в России. Современному музейному комплексу отведена территория западнее Балтийского вокзала. На площади более 57 тысяч квадратных метров сооружены открытые и закрытые площадки для экспонатов и подвижного состава.

«О» - значит «Овечка» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Историческое наследие железнодорожного транспорта: старые локомотивы и уникальные вагоны, семафор и стрелочная флюгарка, гидроколонка и керосиновый фонарь проводника, архитектурные ансамбли служебных помещений и сооружений - все это хранит в себе дух неповторимого мира железной дороги.

Уникальную коллекцию составляют 28 тысяч экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций и более 100 единиц подвижного состава: локомотивы, вагоны, специальная техника.

Некоторые экспонаты сохранились в единственном экземпляре. К примеру, паровоз С-68. Эта машина построена на Невском заводе в 1913 году и является единственным уцелевшим экземпляром данной серии в мире. Впоследствии на основе паровозов серии С был создан паровоз Су, который стал самым массовым советским пассажирским локомотивом и последним (1976 г.) доставившим поезд на паровой тяге по Октябрьской железной дороге.

Рядом во всей красе представлена знаменитая «Овечка». Паровозы серии «О» были основным типом грузового локомотива в дореволюционный период. Они могли работать на любом топливе. Этот небольшой локомотив вынес на своих плечах грузоперевозки начала XX века, воинские перевозки Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

На новых площадях представлены: артиллерийская установка ТМ-3-12 - уникальная сверхтяжелая железнодорожная система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»; первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза Эр-791-81.

Внимание гостей привлек и служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги - дореволюционный раритет с полностью подлинным интерьером. Конечно, нашлось место и для красавца «Сокола». И участники торжественного открытия нового музея с сожалением констатировали: жаль, что наша птица, которая так и не вышла на линию, будет стоять с опущенными крыльями, а ведь скорость набирала до 236 километров в час!

Музей железных дорог России - настоящий культурно-образовательный центр, который возводился по уникальным архитектурным и конструкторским решениям при использовании передовых строительных технологий и материалов. Особенностью проекта является гармоничное сочетание вновь отстроенных зданий и сооружений с историческим корпусом локомотивного депо Балтийской дороги.

Презентация уникального музея железнодорожной техники началась с поворота колеса истории. Колесо разбито на этапы развития железных дорог в России. Новейший этап (2018 - 2030 годы) светится зеленым светом - это дороги будущего. При остановке колеса на определенном этапе на большом экране появляются картинки и рассказ о том времени.

Новое культурно-просветительское учреждение имеет большое значение для профессиональной подготовки молодежи.

«Увидишь эти экспонаты, и захочется самому сесть в кабину. Знаю не понаслышке, сам начал свой путь на детской железной дороге», - поделился впечатлением директор департамента пассажирских перевозок Дмитрий Пегов. Здесь у ребят будет возникать интерес к будущей профессии.

«Я очень надеюсь, что новый музей станет центром компетенции всех железных дорог. Всех не только в России, но и на планете», - сказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

Родиной паровозостроения считается Англия, а его творцом Георг Стефенсон. Хотя сам изобретатель на вопрос: «Кто изобрел паровоз?» - ответил: «Паровоз есть изобретение не одного человека, а целого поколения инженеров и механиков». Так что этот музей о паровозах и людях.

Музей начинает работать уже завтра, сообщил его директор Николай Буров, и до окончания зимних каникул вход бесплатный для всех посетителей.

Как известно, подвижной состав для первой железной дороги в Российской империи закупался за границей. Хотя первый отечественный паровоз был построен на Урале в 1833 году. Русский механик Нижнетагильского металлургического завода Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построил машину полностью из «родных» материалов. Вот свидетельства очевидца первого рейса паровоза Черепановых: «В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход - машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой...».

Несмотря на вполне удачные конструкции, паровозы Черепановых не получили тогда распространения. Конечно, были на то и объективные причины, и главной из них историки называют противодействие конных извозчиков. Сегодня макет первого рельсового «парохода» русских изобретателей представлен в Музее железных дорог России.

Кстати, о проекте нового железнодорожного музея заговорили еще в 2007 году. Но финансовый кризис положил этот замысел под сукно, и только в 2012 году тогдашний начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов объявил: музей будет построен по проекту архитектора Никиты Явейна. И вот старинная техника теперь имеет свою крышу. И, как надеется директор музея Николай Буров, это только начало. В запасниках - в Шушарах - экспонатов еще много.

#Царская железная дорога #180 лет #музей

Комментарии