Новая беспризорность

Самый трагичный пункт в статистике обращений на телефон доверия в центре «Детская психиатрия» – «суицидоопасное состояние». В 2010 году с этой проблемой позвонил 81 человек (и родители, и сами дети), в 2015-м – 353. Более чем четырехкратный рост. СМИ изложат эту информацию сдержанно, высушивая тексты терминами вроде «субъекты вторичной травматизации» и «патологизирующий социум». Это подстраховка: ВОЗ рекомендовала прессе попридержать красноречие, чтобы не «подтолкнуть уязвимого человека к совершению...». Но суть не меняется.

Новая беспризорность | Иллюстрация Athanasia-Nomikou/shutterstock.com

Иллюстрация Athanasia-Nomikou/shutterstock.com

Круглосуточно, анонимно, бесплатно

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина – приятный «городок» на Петроградской стороне на Чапыгина, 13.

25 лет назад при центре появилось кризисно-профилактическое отделение со службой «Детский телефон доверия». Работает (и это почти девиз) «круглосуточно, без выходных, анонимно и бесплатно». До сих пор подобного отделения (такого, чтобы помощь была комплексной – психологи, психотерапевты, психиатры, педагоги-реабилитологи, логопеды) в стране нет. Здесь в случае чего могут подключать полицию, «скорую помощь», МЧС. Наоборот, на отделение могут перевести звонок со 112.

Что творилось в 1990-е, когда отделение начинало работу, напоминать излишне. Беспризорность рвалась вверх. Между тем, вспоминает главврач центра Дмитрий Шигашов, обращений было немного. «Немного» – это более 3 тысяч звонков по разным тяжелым ситуациям и 154 пришедших на очный прием. В 2015 году по телефону обратились почти 53 тысячи человек, очно – 2418 детей и подростков.

– Очень долго ведущими причинами обращений были семейные конфликты и школьная дезадаптация, – комментирует Валентина Яковенко, зав. кризисно-профилактическим отделением. – Третье и четвертое места занимали проблемы поведения и общения со сверстниками. Но в 2010 году резко изменилось и количество обращений, и их причины.

Повлиял, скорее, оргмомент. Раньше большинство звонков было от встревоженных родителей. Но, когда отделение подключили к всероссийскому единому телефону доверия 8-800-2000-122, детям уже не приходилось выжидать случая, чтобы позвонить по стационарному (если они вообще о нем знали). «Сейчас у детей есть возможность неограниченное время бесплатно общаться с психологом по мобильному», – поясняет Валентина Яковенко. Самое волнующее – принятие себя: внешности, характера, места в жизни. Второе – общение со сверстниками и противоположным полом.

– Количество обращений по школьной и семейной дезадаптации тоже растет, но их удельный вес среди всех причин обращений стал значительно меньше, – говорит глава отделения.

Худое дело

«Суицидоопасное поведение» (попытки самоубийства и шантаж самоубийством) среди всех обращений – 2%, «и в абсолютных цифрах количество обращений продолжает расти».

– В последние два года мы столкнулись с совершенно новой проблемой, – рассказывает Валентина Яковенко. – В Интернете появилось огромное количество сайтов, подталкивающих к самоубийству.

За два года кризисная служба выявила таких 434. Точнее, это только те, которые Роскомнадзор уже признал «вредоносными».

– Заметно выросла обращаемость пациенток с суицидальным поведением, – добавляет Елена Удальцова (говорит о «пациентках», потому что заведует 3-м стационарным отделением для девочек 7 – 14 лет). – В сравнении с 2013 годом количество пациенток с этой патологией увеличилось в 4 раза.

К суицидоопасному поведению подтягивается поведение «саморазрушающее».

– В отделении для мальчиков 12 – 14 лет среди госпитализированных все больше детей с так называемым рискованным поведением, – говорит зав. отделением Любовь Бизина.

Проблема «агрессивного поведения» давно держится на четвертом месте по количеству обращений в очную консультацию. Но раньше специалисты опасались косвенных угроз – кто знает, куда заведет симпатия к готам или эмо. Сейчас есть субкультуры, опасные «сами по себе»: руферы (ходоки по крышам высоток), зацеперы (цепляются за рельсовый транспорт).

– У детей понятие о смерти не сформировано, – говорит Любовь Бизина. – Чаще представления из компьютерных игр, в которых у героя несколько жизней. Поэтому нет практически никаких сдерживающих факторов.

Употребление ПАВ, психоактивных веществ: в 2010-м – 127 обращений, в 2015-м – 468. Звонят, как правило, родители – спрашивают, по каким признакам распознать у чада эту беду. За два года служба выявила более 4,5 тысячи ресурсов, продвигающих ПАВ.

Заметно больше стало обращений пациенток с нарушением пищевого поведения, – продолжает Елена Удальцова:

– В 2013 году у нас в стационаре были пять человек, и я считала, что это много. В текущем году число таких пациентов увеличилось в 3 раза.

Вообще-то кризисное отделение не задумывалось под пациентов с нервной анорексией. И не было таких обращений. До 2010 года. В 2015-м – уже 51. За шесть месяцев этого года – 34.

Строго говоря, и сейчас повод для обращения не катастрофический дефицит массы тела, а попытки суицида, суицидный шантаж, отказ ходить в школу, показываться на людях. Анорексия – следствие. За два года «выловлено» 14 сайтов, рекламирующих экстремальное похудение, но это только открытые ресурсы. Сколько закрытых групп в соцсетях – неизвестно.

– Проблема не только в таких сайтах, – отмечает Валентина Яковенко. – Все повально выкладывают свои фото в соцсетях. Неуемное желание получать «лайки» может сыграть катастрофическую роль: девочка выложила фотографии и ожидала восторженных отзывов, а стала получать подписи: «Какая ты жирная!». И это не просто кто-то в классе сказал, это выставляется на всеобщее обозрение.

В сети

Причины «новых пугающих тенденций» (так и говорят) врачи и педагоги видят в основном в беспризорности. Но не прежней, когда ребенок болтается на улице и непонятно чем занимается. Новая беспризорность – это когда ребенок как паинька сидит дома, только все время за компьютером – и опять же «непонятно чем там занимается».

Компьютерная зависимость (вне зависимости, извините за тавтологию, от посещаемых сайтов) – еще одна строка в статистике кризисного отделения. До 2005 года такой графы не было. В 2010 году с этой проблемой обратились 64 человека. В 2015-м – 155. На очных приемах побывали в 2010-м – 73 «компьютерно зависимых», в 2015-м – 128, за полгода 2016-го – 98.

– Кажется, что это не так страшно, как наркотики, но по силе вредоносного воздействия на психику ребенка – сопоставимо, – утверждает Валентина Яковенко.

Опять же обращаются (чаще родители приводят детей) с жалобой не на «за уши от компьютера не оттащишь», а на то, что перестал ходить в школу, пропали прежние интересы и т. д. Компьютер «всплывает» во время обследования. Впрочем, бывает и так: ребенок по 2 – 3 дня не встает из-за компа; ест за ним, пьет за ним; по нужде – в освободившуюся посуду.

Проблема в том, что обычный терапевтический прием (убрать объект зависимости) вряд ли применим: «лишение этого объекта может провоцировать у детей сильнейшие агрессивные выпады в отношении родителей, сильнейшее психомоторное возбуждение», – говорят специалисты.

«Не дадите компьютер – что-нибудь с собой сделаю». К тому же как удалить «объект зависимости», если вся школьная жизнь вокруг него вертится – контрольные, рефераты.

...Можно бы утешаться тем, что рост обращений в кризисно-профилактическое отделение – просто показатель того, что люди знают, где им помогут. Судя по комментарию Дмитрия Шигашова, лучше не утешаться: в Петербурге с его «хорошо поставленной работой служб» мы просто приближаемся к пониманию достоверной картины.

Центр «Детская психиатрия» имеет дело с тем, что есть. Его отделение на то и профилактическое, что пытается упредить. Но упреждает, понятно, не саму кризисную ситуацию, а более трагичные последствия. Специалисты произносят обнадеживающую, но от этого не менее жуткую фразу: «Наша амбулаторная сеть очень активно работает в каждом районе города и помогает нам свести абсолютные показатели смерти в результате самоубийства детей к нулю. За последний год все дети, которые обращались к нам за помощью, слава богу, живы, здоровы». Предотвращать «новую беспризорность» – точно не в силах медиков.

НАША СПРАВКА

Отделение кризисной профилактической помощи детям и подросткам: ул. Чапыгина, 13А, тел. 234-43-84.

Детский телефон доверия – 8-800-2000-122.

На сайте центра http://cvldp.ru/ вопрос можно задать онлайн – слева в перечне пункт «Консультация онлайн».


#дети #телефон доверия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5746) от 19.07.2016.


Комментарии