New способы old разводки

Начнем сразу с конкретной истории. А объяснения – на потом: для тех, кому они потребуются. Ведь среди читателей немало таких, которым ничего объяснять не нужно. Они и без того понимают, о чем именно идет речь.

New способы old разводки  | ФОТО luchunuyu/shutterstock.com

ФОТО luchunuyu/shutterstock.com

Рассказала Ольга П. «Я собралась избавиться от кучи ставших ненужными детских вещей и разместила объявление о продаже на популярном интернет-сайте «Авито». Кроватку – за 400 рублей, детскую ванночку – за 100 рублей, стульчик – за 200 и так далее – всего примерно на 5 тысяч. Почти сразу позвонила заинтересовавшаяся мадам. Сказала, что готова купить все не глядя, но сама приехать за вещами не сможет, так как живет в Ленинградской области. Спросила, если ли у меня карта Сбербанка. Узнав, что такая имеется, предложила перевести на мой карточный счет всю сумму сразу, но для этого ей нужно знать номер моей карты. Я продиктовала номер, открыла свой мобильный банк (благо компьютер был под рукой). И уставилась на экран в ожидании денег. А они все не приходили и не приходили.

Примерно через час зазвонил телефон. И приятный мужской голос представился сотрудником службы поддержки мобильного банка Сбербанка. Пояснил, что на номер моей карты кто-то пытается перевести пять тысяч рублей, но делает это как-то подозрительно. А потому они временно заблокировали доступ к моему мобильному банку. Я подтвердила, что действительно ожидаю прихода именно такой суммы. «Хорошо, тогда будем разблокировать», – деловито заявил телефонный собеседник. И попросил продиктовать CVC-код и срок действия моей карты. О том, что банковская карточка имеет срок действия, я, конечно, знала. И даже знала, где этот срок записан. А вот про CVC-код слышала впервые. «Посмотрите на оборотной стороне карточки, – снисходительно объяснил голос. – На той полоске, где должна быть подпись клиента, написаны семь цифр двумя группами: сначала четыре (это последние цифры номера вашей карточки) и затем три – это и есть CVC-код». Голос звучал авторитетно и профессионально. Ну я и прочитала ему все, что видела. Расстались мы почти приятелями.

Пяти тысяч я так и не дождалась. А на следующий день обнаружила, что с моего счета через мобильный банк сняли весь мой небольшой капиталец – 37 тысяч рублей...

Я, конечно, обратилась в службу поддержки банка, написала заявление в полицию, но... Думаю, безнадежно».

Подобные истории не должны отвратить граждан ни от интернет-способа сбыть с рук ненужные (но кому-то все-таки нужные) вещи, ни от возможностей XXI века. Банковские карты, мобильные банки и скоростные способы перечисления средств – это замечательные и полезные достижения человечества. Ведь не отказываются же люди от привычки носить деньги в карманах только потому, что существуют карманники! Электронное мошенничество ничуть не опаснее любого другого. И также опирается на безоглядное доверие и – простите! – глупость человеческую.

Сегодня дистанционно перевести деньги на банковскую карточку другого человека можно самыми разными способами: «запихнуть» наличность в платежный терминал Сбербанка (да, собственно, и другого банка тоже); перекинуть деньги со своей карточки на любую другую при помощи того же терминала, провести перечисление через мобильный банк и даже – дав команду с мобильного телефона. Для таких операций требуется только одно: знать номер карточки, на которую переводятся деньги. Никаких защитных кодов, никаких CVC (card validation code – код подтверждения карты), никаких сроков действия карты и даже фамилии держателя карты знать не нужно. Мало того, никогда сотрудник банка не потребует от клиента (тем более по телефону) никакой информации. Она ему просто-напросто ни к чему.

Разумеется, бывали (и, скорее всего, к сожалению, еще будут) случаи массового высокоинтеллектуального воровства с помощью вирусов, хакерских взломов мобильных банков, скиммер-систем, «подсматривающих» за банкоматами... Шила в мешке не утаишь. И, разумеется, такие случаи сразу становятся достоянием гласности. Банк, хочет он того или нет, чтобы сохранить лицо, принимает меры. Скажем, в начале года эпидемия интеллектуального воровства накрыла Дальний Восток и Сибирь. Сбербанк вынужден был возместить клиентам убытки. Обещали также усилить систему защиты.

В любом случае, сколько бы денег ни пропало с карточки (даже если вовсе ничего не пропало, а просто клиент запамятовал, что сам произвел платеж), нужно обратиться в службу безопасности банка. И подробно в деталях объяснить ситуацию – без опасений прослыть доверчивым дураком. Бдительность клиента – показатель его квалификации.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5523) от 17.08.2015.


Комментарии