Главная городская газета

Невиртуальное прошлое

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Невиртуальное прошлое | В музеях такие машины стоят за стеклом, а на этих в День Победы возят ветеранов в колонне «Бессмертного полка»... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В музеях такие машины стоят за стеклом, а на этих в День Победы возят ветеранов в колонне «Бессмертного полка»... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Никогда бы не догадался, что за фасадом обычного, казалось бы, неприметного заводского корпуса, что на Феодосийской улице близ Свердловской набережной, может скрываться такое редкое собрание военных артефактов. Статуса музея у него нет. Это крупнейшая в России частная коллекция колесной военной техники времен Второй мировой войны.

В памятные даты - в День Победы, а также в январский и сентябрьский дни, связанные с памятью о блокаде, вход сюда свободный для всех желающих. В остальные дни - экскурсии, в основном для школьников, по специальной договоренности. Кстати, в нынешнем году на майские праздники здесь, по подсчетам организаторов, побывали около 250 тыс. человек.

У входа в здание - большой баннер: «Патриотическое объединение «Ленрезерв». Минуем проходную и попадаем в огромное пространство, сравнимое по масштабам, пожалуй, с залами Артиллерийского музея.

- Прежде коллекция, которую мы собираем более пятнадцати лет, была рассредоточена в разных местах, здесь все удалось собрать вместе, - рассказывает руководитель «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн. - То, что вы сейчас видите, - результат многолетнего труда. В нашем коллективе собрались люди, которым интересны история и техника.

Глаза разбегаются. Грузовики, легковушки, автобусы, мотоциклы... Все - военного времени.

- Все, что у нас здесь представлено - оригинальное, подлинное, и все на ходу! В одном месте это не собрано практически нигде. Например, почти вся линейка грузовиков, джипов и броневиков, которые поступали к нам по ленд-лизу.

Есть даже блокадная полуторка и грузовик «ЗИС-5», работающие на дровах: в осажденном городе ведь практически не было бензина... У каждой машины - своя история. Одни были приобретены, можно сказать, в первозданном виде, другие - в виде «полуфабриката», а то и вовсе были собраны из многих фрагментов.

- Многим, кто приходит сюда, кажется, что вся эта техника всегда была новой и нарядной, - говорит Бернштейн. - Пойдемте, я покажу, из чего все это получается. Самая главная проблема - с оригинальными комплектующими. В основном сегодня их достают из... лесов и болот. Причем не только всей России, но и зарубежья, где прошла война.

Часть огромного зала выделена под реставрационную мастерскую. Здесь постоянно работают полтора десятка специалистов, которые и техникой занимаются, и любую экскурсию по коллекции могут провести. Процесс реставрации, а особенно комплектации занимает много времени, на восстановление одной машины уходит несколько лет.

- Это 101-й «ЗИС», редчайшая вещь, вершина любой коллекции, - показывает сотрудник «Ленрезерва» Дмитрий Ромашко. - Машина принадлежала командующему Тихоокеанским флотом, только поэтому и сохранилась. Она долгое время находилась в частном музее во Владивостоке. Машина с легендарной историей, у нее сохранено все, включая самое главное - оригинальный двигатель. Кстати, как ни странно, наибольшее количество техники нам удается найти там, откуда ее вывезти трудно, особенно на Дальнем Востоке. Ближе все уже давно раскуплено. Очень много в 1990-х годах ушло за границу и теперь, наоборот, выкупается назад.

Рядом с машиной командующего - трактор Харьковского завода. Аэродромный колесный тягач, их было выпущено всего пятьдесят штук. Этот экземпляр знаменит тем, что работал на Дороге жизни. С его помощью затаскивали тяжелые грузы на баржу. Немцы ее потопили, и трактор пролежал семьдесят лет под водой. Его подняли несколько лет назад поисковики, а в «Ленрезерве» уже скоро год как занимаются его реставрацией.

- Мы полностью перебрали двигатель, и представьте себе - работает! - восклицает Ромашко. - Все детали родные, как ни странно, под водой практически все сохранилось... А к январю будущего года готовимся показать, как выглядел партизанский санный обоз, который шел в Ленинград. Сани, подлинные, довоенных времен, привезли из Чувашии. В других регионах, более близких к нам, такого уже не найти.

В отдельном углу огромного зала - трофейная техника. Мотоциклы, грузовики, броневики... Все - за железной оградой с колючей проволокой, рядом - сторожевая вышка с прожекторами.

- Мы специально отгородили немецкую технику забором и внутрь не пускаем детей, когда они приходят к нам на экскурсии, - объясняет наш гид. - Немецкая техника красивая, интересная, привлекает внимание, но мы не хотим, чтобы ребята фотографировались на фоне нацистской символики...

Впрочем, в здешней коллекции не только техника. В зале несколько павильонов - своего рода «машины времени», в которых можно погрузиться в прошлое. Только без каких-либо виртуальных «примочек». Все дело - в подлинности всего, что нам представлено.

Заходим в один из них - и попадаем... в дежурную часть отделения милиции. Полный антураж - до мельчайших подробностей. Как будто из фильма «Место встречи изменить нельзя»... А вот блокадная квартира. Быт воссоздан до мелочей. Даже паркет наполовину разобран, чтобы показать: он пошел на топливо для буржуйки. Во время экскурсии здесь включается озвучка - сирена, вой самолетов, звуки взрывов... Установлена даже специальная система охлаждения, чтобы посетители реально почувствовали холод, царивший в домах...

Еще один павильон - партизанская землянка. Даже бревна, из которых она сложена, - из здания довоенной постройки. В помещении НКВД можно увидеть документы, рассказывающие о деле Зиг-Зага: так сокращенно именовалась подпольная организация «Защитники интересов Германии - Знамя Адольфа Гитлера». Она действовала в блокадном Ленинграде, ее участники подделывали продовольственные карточки, уничтожали продукты, наносили огромный ущерб городу. Группа была разоблачена и ликвидирована...

Но, пожалуй, больше всего детских эмоций вызывает блокадный госпиталь.

- Ужасы войны, видимо, надо показывать наглядно, особенно детям, - говорит руководитель «Ленрезерва». - Здесь тоже практически все подлинное, вплоть до бинтов, шприцов, хирургических перчаток, медицинских приборов и инструментов...

- Мы просто показываем то, как было, - добавляет Ромашко. - Можно сколько угодно абстрактно рассказывать о блокаде, но когда дети входят в блокадную квартиру, проходят через госпиталь и партизанскую палатку... Они действительно начинают задумываться...

Откуда же берутся экспонаты?

- Как ни странно, в 1990-х годах, на сломе эпох, многие почему-то решили, что предметы советского быта больше никому не нужны и неинтересны. И выкидывали их на помойку. Другие подбирали... Да вы просто посмотрите в Интернете, сколько военных реликвий можно купить на аукционах. А если заглянете в выходные на блошиный рынок на Удельной, то, поверьте, найдете там все, что угодно...

В отдельной экспозиции собрана коллекция стрелкового оружия, применявшегося на Второй мировой войне. И нашего, и немецкого. Тут же - оружие, которое нам поставляли по ленд-лизу.

Но, пожалуй, самая значимая часть собрания «Ленрезерва» - коллекция подлинных боевых знамен частей и соединений Красной армии. Каждое - легенда, как, например, знамя 106-го погранотряда войск НКВД, базировавшегося на момент начала войны в Литве. Или стяги 21-й дивизии Народного ополчения и 179-го гвардейского Нижнеднестровского полка, участвовавшего в 1944-м в освобождении Донбасса...

Как они оказались здесь? Все просто: после распада СССР эти знамена были распроданы из музеев бывших союзных республик за «ненужностью». Многие знамена в 1990-х годах уходили за границу. Теперь через аукционы их возвращают на родину.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook