Несокрушимое препятствие

Изначально разработка была вполне мирная, гражданская, хоть и родилась в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. Речь о модернизации УЗП – устройства запрещения проезда. Помните? Сидите в автомобиле у железнодорожного переезда, выжидая, пока пройдет поезд и опустятся металлические крышки, преграждающие проезд. Разработка – инициатива профессора «Военмеха» Валерия Тимофеевича Шароватова (именно инициатива: создавалась, так сказать, в свободное от работы время); как утверждают разработчики, установка надежнее существующих УЗП и втрое дешевле.

Несокрушимое препятствие | Вот это УЗП (устройство запрещения проезда) проезд запрещает — но не «категорически».<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вот это УЗП (устройство запрещения проезда) проезд запрещает — но не «категорически».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стоп, машина

Нынешнее устройство скорее «предупреждающее», но не безусловное препятствие. В пояснительной записке к изобретению «Военмех» писал: «В настоящее время в РФ на основании учета менталитета ее населения...». Имелось в виду, что кое-где у нас порой лесовозы и прочие крупногабаритные машины просто сшибают поднятые металлические крышки. Передние колеса как бы подныривают под пластину, сносят ее, а задние колеса застревают – и машина оказывается на путях. Последствия понятны.

– Только в Ленобласти раз-два в год такой трагический случай бывает. А в целом по стране сколько? – говорит профессор.

По словам ученого, из РЖД не раз обращались в «Военмех»: придумайте что-нибудь! Придумали. Конструкцию снабдили дополнительной пластиной, которая не позволяет срывать крышку (колесам не «поднырнуть»). Но главное – изменили привод устройства. Традиционные УЗП работают на электромеханическом приводе: электричество управляет подъемом и опусканием металлической крышки, но удерживается она механически, только противовесом. И если умеренность в потреблении электричества – хорошо, то из-за противовеса конструкция слишком металлоемкая, а значит – громоздкая, ржавеет (т. е. требует регулярного ухода). Стоит больше 440 тысяч рублей – в ценах пятилетней давности. И это одна, а на переезде их две или четыре. Постоянное обслуживание; в случае поломки – дорогостоящий ремонт.

Изобретатели сменили привод на электропневматический. По сигналу электричество преобразуется в давление сжатого воздуха, тот – в механическую энергию, так что преграда удерживается не противовесом, а сжатым воздухом. У такого привода намного больше силы, чем у существующего. Соль изобретения – в использовании баллонного цилиндра. При диаметре всего 145 мм усилия у него – с тонну, и чем больше диаметр, тем больше мощи. Срок жизни конструкции – 10 – 12 млн подъемов-опусканий.

Вообще-то пневмосистемы не ноу-хау, но в нашем случае потребовалось новаторство: обычная система «выдыхает» отработанный воздух наружу и закачивает новый. Но можно себе представить качество «вдыхаемого» на дороге воздуха: пыль, грязь, потребовалось бы дополнительное оборудование, чтобы воздух чистить и сушить. Разработчики создали замкнутое пневмоустройство: воздух циркулирует внутри, из области более высокого давления в область низкого. Не нужно дополнительного оборудования.

Стоимость такого привода оценили «примерно в 100 тысяч рублей», всю конструкцию – в 150 тысяч, то есть раза в три дешевле нынешней.

Нет, предлагаемая разработка неидеальна. Конструкция на пневмоэлементах может работать в диапазоне температур от минус сорока до плюс шестидесяти, но для сибирских железных дорог «минус 40» – маловато. Так что на Севере все же уместны традиционные УЗП.

Два года Валерий Тимофеевич ходил к железнодорожникам, почти договорились. Застопорилось, когда встал вопрос: на какие средства делать пробный образец – все ведь испытано в основном на математических моделях. «Военмех» – бюджетное учреждение; а РЖД, как оказалось, желают купить только готовое изделие, не вкладываясь в изготовление и испытание.

– Мне сказали: «Вы сделайте, и, если нам понравится, мы купим». Я спрашиваю: «Где же я возьму деньги?». Ответили: «Квартиру заложите»... А если им «не понравится»?!

Профессор предполагает, что у РЖД нет интереса удешевлять процесс: свой завод, производство налажено, деньги текут...


«Ваше русское изобретение»

Сколько через эту разработку прошло студентов и аспирантов – отдельная история.

В середине 1990-х промышленность впала в анабиоз, и если раньше режимные предприятия давали студентам-военмеховцам конкретные задания, то теперь темы для курсовых и дипломных придумывают на кафедрах. Надеясь, что в жизни что-нибудь да пригодится.

На саму идею усовершенствовать УЗП профессора Шароватова когда-то натолкнула дипломница: вечерница, работала на заводе, который как раз делает эти устройства. На свою работу дипломница получила отличный отзыв от главного конструктора Санкт-Петербургского электротехнического завода.

Потом профессор с очередными поколениями своих учеников все больше модернизировал установку. Есть публикации в научных журналах; немцы узнали о ноу-хау – написали: «Ваше русское изобретение может быть защищено и в Германии, и в других странах...».

Но в жизнь это «русское изобретение» не претворялось. Мало того: аспирантам сейчас крайне сложно защититься по той части разработки, которая относится к пневматике.

– В Петербурге перестал существовать завод «Пневматика», – говорит Валерий Тимофеевич. – Всю пневматику покупаем у немцев, японцев, итальянцев. Сейчас просто не найти в России специалистов, которые могли бы наше изобретение понять и оценить. Даже в Москве с трудом нашли второго оппонента для защиты кандидатской диссертации моего аспиранта...


Иду на таран

Между тем ученый задумался: где еще пригодились бы «несокрушимые препятствия»?

Увы, жизнь подсказала. Несколько лет назад на Северном Кавказе, в Назрани, нашпигованная взрывчаткой «Газель» прорвалась на территорию ОВД. Погибли 20 человек. В январе 2010 года террорист на автомобиле пытался прорваться во двор базы ГИБДД в Махачкале, тогда группа милиционеров пожертвовала собой, протаранила на автомобиле машину террориста.

При небольших изменениях УЗП для железных дорог превратилось в «Противотаранное устройство с запрещением проезда с накладкой». Накладка – дополнительное препятствие. Получен патент, то есть в мире аналогов этого устройства нет.

Профессор считает, что такие препятствия надо ставить в гарнизонах в неспокойных точках (устройство легко транспортировать), но можно и при въезде на любые предприятия стратегической важности: «Водоканал», нефтеперегонные заводы, атомные электростанции.

– Это антитеррористическое устройство, и довольно дешевое. Не надо солдатика ставить: солдатика застрелят и дальше поедут. Не надо дорогу грузовиками перекрывать, как на Кавказе у нас делают...

Профессор Шароватов написал главе МВД Владимиру Колокольцеву: «Данное письмо вызвано глубокой обеспокоенностью высоким уровнем террористических угроз /.../ Я предлагаю Вам, как руководителю государственного ведомства, которое не только в наибольшей степени противостоит проявлениям терроризма, но и несет потери личного состава...». Важен, говорит профессор, принципиальный интерес: чтобы создать устройство с учетом возможных специфических требований и провести испытания на полигоне...

Предложение выслал в сентябре минувшего года. Никакого ответа, даже «спасибо, не надо».

Видимо, это молчание так и следует расценивать?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (5433) от 07.04.2015.


Комментарии