Непешеходная дорожка

Нынешняя зима, похоже, позволит чиновникам Смольного не упасть в грязь (в данном случае в снег) лицом. Пока трещали морозы, в городе было бело и чисто. Снегопады были прекрасны и кратки и позволяли спокойно – без авралов убирать улицы. Тем более что новая уборочная политика и не требовала скрести тротуары до асфальта (за что ей, политике, огромное спасибо). Правда, недоброжелатели тогда утверждали, что без химической обработки тротуары покроются толстым слоем снега, который превратится в непроходимый лед, как только придет оттепель... Оттепель пришла. И даже кое-где на тротуарах действительно успел появиться ледяной накат. Но почти сразу пошел дождь. И лед растаял, не успев наделать больших бед.

Непешеходная дорожка | Пройти напрямик дворами сейчас могут лишь экстремалы. ФОТО АВТОРА

Пройти напрямик дворами сейчас могут лишь экстремалы. ФОТО АВТОРА

К жилищникам, похоже, природа не была столь же добра, поскольку расчистка дворов от снега и льда ныне идет на дохлую троечку. А по многим адресам – и на кол.

Хотя в жилищном комитете не склонны рассматривать ситуацию так уж пессимистично. В течение последних трех дней специалисты комитета проехались по 13 районам с целью оценить качество уборки дворов. Побывали в 183 дворах. Замечания были высказаны по поводу уборки... 6 дворов.

Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей», увы, не успел за три дня побывать в 183 дворах – всего в полутора десятках во Фрунзенском и Московском районах. И замечания возникли по всем адресам. Причем в ряде случаев не только замечания, но и синяки на заднице. Такая неприятность постигла журналиста во дворе дома 4 (корпус 1) по Купчинской улице, где пешеходная дорожка, проложенная по зеленой зоне ради прогулок, оказалась покрыта толстым панцирем мокрого льда.

Аналогичная картина открылась и в Московском районе. К слову, для журналистской «экскурсии» была намеренно избрана территория, обслуживаемая ЖКС # 2 Московского района – одной из лучших (если не лучшей) управляющей компанией города.

Во дворе дома 55 по Благодатной улице с большим трудом удалось пройти десяток шагов по дорожке от внутриквартального проезда до детской площадки. Сплошной лед. Да и сама детская площадка представляла собой мокрый каток, да еще замусоренный сучьями, оставшимися здесь со времени последней стрижки деревьев. Каким чудом на эту площадку проникла единственная молоденькая мамаша, осталось загадкой. Очевидно, помогла коляска, за которую можно было уцепиться.

Чуть лучше – во дворе дома 15 по улице Севастьянова: слой льда на детской площадке потоньше, а мусора поменьше. Впрочем, площадка здесь «инновационная», с искусственным покрытием, которое, похоже, способно быстрее самоочищаться. Зато подход к этой площадке таков, что... В общем – второй синяк.

Ничуть не лучше ситуация в закрытом и вроде бы охраняемом дворе дома 186 по Московскому проспекту. Дорожки и детская площадка представляют собой не просто каток с грязными сугробами, а просто-напросто помойку. Очень трогательно, что рядом с такой вот площадкой на дереве до сих пор висит гирлянда новогодних фонариков. Налицо забота о красоте!

Можно перечислять и перечислять адреса. И везде одно и то же. Общее впечатление – дворы не убирают вообще. Но это на первый взгляд. У парадных снег убран – везде, внутридворовые проезды в основном вычищены и где надо посыпаны песком. Там, где имеется ливневая канализация, на люках нет ни льда, ни мусора... Беда начинается там, где начинаются пешеходные дорожки и прочие элементы благоустройства внутридворовых территорий. Как граница, как водораздел.

Граница и есть! По установленным в городе правилам, управляющие компании убирают от снега и льда только проходы от парадных к внутридворовому проезду и непосредственно выезды со дворов на улицы. Все!

А все остальное – в разных случаях по-разному. Логика утвержденных правил здесь такова: следить за дорожками, площадками и состоянием зеленых насаждений во дворах должен тот, кто эти дорожки проложил, площадки соорудил, насаждения насадил... То есть тот, кто занимается благоустройством дворов. Муниципалы!

Ну, конечно, не сами – с метлами и ломами. В бюджете каждого из 111 городских МО предусмотрены деньги на установку игрового и спортивного оборудования, на обслуживание этого хозяйства и на прочие благоустроительные дела. И деньги в большинстве случаев немалые. Так, в бюджете МО Московская застава, в чьем ведении находятся площадки и дорожки и на Свеаборгской, и на Севастьянова, в прошлом году на благоустройство израсходовали почти 67 миллионов рублей. А в бюджете-2016 предусмотрено аж 96 миллионов. Где-то в этих суммах сокрыто финансирование уборки.

В отделе благоустройства жилищного комитета подтвердили, что в 80 процентах дворов за детские и спортивные площадки отвечают муниципальные образования. Лишь 20 относятся к хозяйству районных администраций, так как были ими давным-давно установлены.

Для организации процесса муниципальные образования должны заключить договор с какой-либо организацией, которая и будет выполнять заказ, осваивая муниципальные деньги. Но выбрать такую организацию, как требует российское законодательство, можно лишь по результатам официальных конкурсных процедур.

По информации жилищного комитета, такие конкурсы были объявлены в декабре 2015 года. И во многих округах не состоялись. А там, где подрядчик-уборщик все же нашелся, он еще... не успел приступить к работе.

Результат налицо. Вернее, на те части тела, которые первыми соприкасаются со льдом во время падения. Хорошо еще, если дворник управляющей компании от щедрот душевных сыпанет песочка на «чужую» дорожку. А там, где щедрот не проявляют, по законам рынка и не обязаны проявлять.

Вообще финансирование уборки дворов в Петербурге – крайне непрозрачное дело. Есть три источника денег: платежи населения, субсидии из бюджета и, как уже было сказано, муниципальные бюджеты. И все три источника причудливо переплетаются, нередко накладываясь друг на друга. Так что во многих случаях один и тот же квадратный метр может оплачиваться трижды. Или не оплачиваться ни разу.

Скажем, город платит за уборку земель, ему принадлежащих. То есть не являющихся общим имуществом собственников жилья. Деньги на это выделяются управляющим компаниям в виде субвенций. А если муниципалы на этой земле поставили детскую площадку и проложили дорожку, то, стало быть, где-то в недрах муниципального бюджета тут же зародились эксплуатационные расходы. Практически на те же цели.

Или: ЖСК не владеет землей вокруг своего дома (ну не отдал ее город!). Следовательно, городской бюджет и должен финансировать приведение в порядок данного участка. Но штрафовать за грязь будут ЖСК, и штраф может оказаться весомее, нежели расходы на уборку не своей земли. Поэтому-то правление и вынуждено тратиться. Между тем где-то в городском бюджете «уборочные» деньги на этот участок имеются и даже, возможно, уже отданы управляющей компании. А та в свою очередь решила сэкономить, зная, что ЖСК волей-неволей должен будет потратиться.

И так далее, и тому подобное...

Но вот удивительное дело, по каким-то причинам чистоту во дворах многие до сих пор сводят не к системе финансирования, а к количеству метел и лопат, к численности дворников да к их национальности. То есть к тому, что давно уже не имеет значения.

О чем горожанину скажет тот факт, что в городе работают 5,5 тысячи дворников? Ни о чем! Большинство сразу начинают мысленно делить площадь города на людей, не понимая, что именно должны убирать эти тысячи.

К примеру, на той же территории ЖКС # 2 Московского района за уборку огромного квартала # 21 (между Благодатной, Кузнецовской, Свеаборгской улицами и проспектом Гагарина) отвечают четыре человека. А еще: трактор с плужно-щеточным механизмом, «КамАЗ» для пескоподсыпки, снегоразбрасыватель Husgvarna, мини-машина Bbcat и колесный погрузчик-экскаватор. А метла, это так – ради исторического символа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5641) от 11.02.2016.


Комментарии