Немедленно положите трубку!

«У меня неприятности на работе из-за... телефона. Точнее, из-за того, что я вел по служебному телефону личные разговоры. Прежде я никогда не слышал о таком запрете, но однажды мой разговор услышал начальник и в жесткой форме потребовал не использовать телефон, установленный на моем рабочем месте, для разговоров личного характера. Более того, сказал, что, если услышит, как я в рабочее время о чем-то постороннем по мобильному болтаю, это добром не кончится. Пообещал кары вплоть до увольнения, если я не подчинюсь этому требованию. Прав ли он? И существуют ли такие запреты в других организациях?» _ из письма в редакцию Олега Р.

 Немедленно положите трубку! |  РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Оказалось, что личные звонки с мобильных телефонов регламентирует каждая десятая российская компания. Еще почти в трети компаний официально запрета нет, но существуют негласные нормы, которых принято придерживаться. Таков результат опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.

В нем приняли участие 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб. Лишь 2% из них сказали, что в их компании существует строгий запрет на личные звонки по собственному мобильнику. Это строго регламентировано внутренними документами и контролируется. Еще 4% работодателей такие правила установили, но «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения», то есть жесткого контроля нет. В четырех компаниях из каждых ста использовать мобильники во время работы нельзя лишь некоторым категориям сотрудников. В 58% фирм или организаций таких ограничений не существует.

Еще в 29% российских компаний на этот счет есть негласные нормы, которых сотрудники придерживаются по доброй воле. «Запрет распространяется только на нахождение в торговом зале»; «Висят значки с перечеркнутым телефоном в коридорах. Официально у нас нигде не закреплен запрет на разговоры, но руководство само развешивало эти значки»; «Ограничения касаются в основном секретарей на ресепшн»; «Нашим сотрудникам в основном некогда заниматься личными делами, и те, которые разговаривают по сотовому в коридоре, сразу видны _ коридор длинный и просматриваемый», _ поясняли дальновидные и опытные менеджеры по кадрам.

Однако для некоторых эйчаров сам вопрос оказался неожиданным: «Надо же, я даже не знала, что такие запреты вообще бывают! Вот уж действительно век живи _ век учись». Некоторые HR-менеджеры замечали, что порой личные звонки «могут принести ощутимую пользу компании (изредка приходится «тряхнуть связями»), а служебные разговоры могут быть весьма личными. Нужно работать с осознанностью и мотивацией сотрудников, а не бороться с симптомами». Но некоторые просто возмущались: «Что за ерунда? У нас не рабовладельческий строй, хотя, читая о запретах в некоторых компаниях даже на походы в туалет, начинаешь задумываться _ люди, а за что вы боролись?».

А считать ли нарушением порядка, если сотрудник использует для личных разговоров служебный телефон? Кадровики говорят, что и такие разговоры не то чтобы особо запрещаются, но и не слишком сильно приветствуются. 4% компаний не позволяют такие разговоры никому и жестко контролируют запрет. Еще 7% ограничиваются «строгим предупреждением» на будущее, 3% подходят к запрету избирательно: одним работникам использовать служебный телефон в личных целях можно, другим _ нет. 36% полагаются на то, что люди сами усвоят негласно принятые правила, а 45% никого и ни в чем не ограничивают: надо _ звони и говори, главное, чтобы от этого не было убытков.

«Личные звонки на мобильные и по межгороду _ только со своего телефона», _ поясняли представители работодателя, отмечая при этом, что даже в случае нарушений дальше разъясняющих разговоров не идут.

Мнения экспертов

Самвел ПЕЦИКЯН,
ведущий специалист Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге:

_ Дисциплина труда _ обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, которые определены законодательно либо локальными актами работодателя. Разграничение звонков на разрешенные и запрещенные, а также правила пользования мобильным телефоном, в случае если мобильная связь предоставлена работодателем, могут быть прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка или в отдельном локальном акте, например, в положении об использовании мобильной связи. С этим документом все сотрудники должны быть ознакомлены под роспись (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей работодатель может применить дисциплинарное взыскание.

Антон ТОПОЛЯНСКИЙ, психолог:

_ Один совет можно дать Олегу. Не накаляйте обстановку даже в том случае, если в вашей организации запрет на личные телефонные разговоры в рабочее время не закреплен официально. Если работодатель оплачивает ваш мобильный, он имеет безусловное право требовать, чтобы эти деньги шли только на дело. Но и в случае разговоров по стационарному телефону ему может не нравиться, что вы, отвлекаясь на посторонние разговоры, делаете перерыв в работе и тратите лично на себя оплаченное рабочее время... Только взаимопонимание и взаимное уважение работника и работодателя может сделать их жизнь психологически приемлемой.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5324) от 21.10.2014.


Комментарии