Нелишне знать

Во второй половине сентября бозначились три проблемы обыденной жизни, которые вызывают у горожан вопросы, раздражают и даже злят: способы оплаты газа, домашнего телефона и электроэнергии. В свое время они освещались в «Санкт-Петербургских ведомостях». Однако, похоже, есть темы, к которым нелишне возвращаться еще и еще раз.

Нелишне знать | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ИТАР-ТАСС      Вопрос: кто переведет счетчики на «зимнее» время, пока остается открытым.

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ИТАР-ТАСС Вопрос: кто переведет счетчики на «зимнее» время, пока остается открытым.

А у нас в квартире газ...

Более двух лет назад «Межрегионгаз Санкт-Петербурга» громко объявил о начале постепенного перехода на оплату природного газа по отдельным счетам. Часть города тогда начала ежемесячно получать красивые конверты с квитанциями. У многих _ в основном граждан пожилого возраста _ это вызвало, мягко говоря, недоумение. Во-первых, конверты были явно недешевыми,

да и услуги почты сегодня не копеечное дело. Рачительные пенсионеры сочли эти траты настоящим мотовством. Да еще
и предположили, что вся эта роскошь оплачивается за счет тарифа. То есть из их кармана.

«Межрегионгаз» не стал утруждать себя долгими объяснениями. Официально было заявлено лишь одно: законодательство-де дало поставщикам ресурсов право заключать прямые договоры с непосредственными потребителями и самостоятельно взимать платежи, минуя услуги посредника, которым долгие годы был всем известный городской вычислительный центр коллективного пользования _ ВЦКП. Газовики намекнули на свое недовольство работой ВЦКП, в частности, на его неспособность работать с неплательщиками. На том тогда и завершилась разъяснительная работа с населением. Которое, впрочем, довольно быстро привыкло получать газовые счета.

Ныне на отдельные счета переводят вторую половину города. И _ соответственно _ идет вторая волна недовольства и недоумения. С октября газовые счета в отдельных конвертах будут получать жители Василеостровского, Невского, Кировского, Пушкинского, Колпинского, Петродворцового, Курортного и Приморского районов. Из розовых квитанций ВЦКП строка «газ» будет вычеркнута.

В компании пояснили, что и тариф, и порядок начислений платы останутся прежними. А чтобы граждане не пугались, в первом письме помимо квитанции будет содержаться памятка, прочитав которую, каждый все поймет. При этом, подчеркнули в «Межрегионгазе», плату за газ без комиссии принимают в отделениях Сбербанка, в почтовый отделениях, в центрах платежей «Петроэлектросбыта». Для оплаты можно использовать также обширную сеть платежных терминалов и интернет-сервисы.

Есть ответ и на вопрос о дороговизне конвертов и пересылки счетов. И этот ответ, возможно, не понравится экономным гражданам. Все накладные расходы, разумеется, в конечном счете заложены в тарифе (где ж еще?). Будь то расходы на услуги ВЦКП или на конверты-рассылку. Причем в компании утверждают, что конверты обходятся дешевле ВЦКП, который взимал около двух процентов валового сбора денег за газ.


...и к тому же телефон...

«Ростелеком», наоборот, подталкивает своих клиентов к отказу от бумажных счетов-квитанций.

Возможность оплачивать домашний телефон через интернет-ресурсы появилась несколько лет назад. С тех пор, по информации компании, большинству клиентов бумажный счет не нужен. Телефонисты даже объявили нечто вроде гуманитарной акции: мол, откажешься от счета _ спасешь дерево. Однако, как нетрудно догадаться, пожилым гражданам, которые продолжают хранить верность домашнему проводному телефону, предпочитая его более современным средствам связи, непросто отказаться от квитанций. Люди привыкли держать свои денежные дела в порядке. И сохранение всех квитанций _ неотъемлемая часть заведенного порядка.

Тем не менее именно их «Ростелеком» поставил в неловкое положение своей революционной акцией. А именно: компания решила доподлинно выяснить, кому нужны «бумажки», а кому _ нет. В сентябре многим клиентам (около трети города) не прислали, как обычно, счета за телефон. Те, кто желал оплачивать домашний телефон через терминалы, через Интернет или даже через пункты оплаты (но без квитанций, по устному требованию), могли это сделать. Остальные, кому квитанция необходима, должны были спокойно дожидаться октября: получить свой бумажный счет сразу за два месяца и обычным образом оплатить его.

«Ростелеком» не учел, что пара-тройка публикаций и сообщений по телевидению (даже десяток, даже сотня) не являются гарантией того, что граждане услышат, поймут, запомнят. Ну и напоролись. В течение последних двух недель офисы «Ростелекома» подвергаются осаде возмущенных ничего не понимающих граждан: где моя квитанция? что это за шутки? и _ вы специально все это придумали, чтобы взять побольше денег в виде пеней...

По просьбе «Ростелекома» отвечаем по пунктам.

Квитанция придет в октябре. Сразу за два месяца. Тогда-то ее можно будет спокойно оплатить. Оплата без квитанции для компании будет означать, что гражданин и дальше желает оплачивать телефон без квитанции. Никаких пеней за задержку сентябрьского платежа начисляться не будет.

Впрочем, следует согласиться с множеством разъяренных людей, которые убеждены, что компания не имела право на такие эксперименты. Все граждане, по сути, находятся в договорных отношениях с телефонной компанией. В числе условий этого договора _ ежемесячное получение квитанции. Таким образом, сентябрьский эксперимент можно счесть односторонним нарушением договора. Если уж компания запланировала выявить клиентов, которые готовы к продвинутым способам оплаты, она должна была это делать, не ущемляя ничьи интересы, никому не создавая проблем.

Если так случилось, что гражданин, желающий получать бумажную квитанцию, запаниковал и оплатил-таки телефон, не дождавшись своей квитанции, ему придется потрудиться, чтобы компания вычеркнула его из списка интернет-плательщиков. Нужно тащиться в офис компании и писать соответствующее заявление. При этом получить какую-либо информацию по общему телефону 8-800-100-0-800 невозможно. Даже если удается дозвониться, на том конце провода оказывается ничего не знающая девушка, которая не в состоянии даже подсказать, где расположен ближайший офис «Ростелекома». Немудрено: ведь это телефон центральной диспетчерской в Москве, где работают барышни, не знающие ни улиц, ни станций метрополитена Петербурга.

Между тем в Петербурге всего девять офисов (их еще именуют центрами продаж для обслуживания физических лиц). Синопская набережная, д. 14, Дачный проспект, д. 17, корп. 2, Невский проспект, д. 88, Большая Зеленина улица, д. 15, Большая Морская улица, д. 22, улица Ивана Фомина, д. 8, улица Комиссара Смирнова, д. 3, Моховая улица, д. 17, улица Победы, д. 16.


...и еще электроэнергия

Проблемы с газовыми и телефонными квитанциями _ дело сегодняшнего дня. А впереди _ неразбериха с двухтарифной оплатой электроэнергии.
26 октября мы перейдем (есть надежда, что в последний раз) на «зимнее» время: на час назад. И с этого же дня двухтарифные счетчики электроэнергии, которые установлены после 2011 года, окажутся «некорректными». Эти приборы не рассчитаны на автоматические скачки туда-сюда. Ведь в 2011 году Россия, как заявило тогда федеральное руководство, отказалась от перевода часов, сделав «летнее» время стабильным. Вот и пошли в ход счетчики, которые не умели сами собой перепрограммироваться.

Теперь решено остаться навечно на «зимнем» времени. Это означает, что порядка полумиллиона счетчиков нужно будет перепрограммировать вручную: снять пломбу, поколдовать, поставить пломбу... Иначе «летние» счетчики будут «врать» на целый час. Между тем, по российскому законодательству, приемлемым отклонением считается не более семи минут. Операция эта потребует столько сил, времени и денег, что невольно закрадывается вопрос: не проще ли поменять законодательство?

Кто виноват в ситуации, понятно. Теперь бы придумать, что делать? И думают. Сегодня при городском комитете по энергетике и инженерному обеспечению работает группа специалистов, в которую входят, в частности, руководители «Петроэлектросбыта». Есть надежда, что до 26 октября выход найдется. И вряд ли он будет связан с массовой заменой счетчиков или с наказанием их владельцев.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5313) от 06.10.2014.


Комментарии