Недостаток недостатков

Вчерашний Большой педсовет прошел под знаком поиска талантов и робости перед Интернетом и Людмилой Вербицкой.

Недостаток недостатков | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У каждого свои развлечения; пресса на ежегодном педсовете ловит в речах выступающих «цитаты из великих» в надежде подловить: ага, было. Но Достоевский и Монтень понаписали столько, что годящихся к случаю цитат хватит до скончанья веков, Эйнштейн на сей раз удружил дважды разным спикерам, да и Бетховен, как оказалось, тоже высказался подходяще к теме нынешнего педсовета — «Петербург. Территория талантов».

Каждый год заглавие педсовета обозначает приоритет в наступающем году; в этом, стало быть, главное — талантливые дети. Не в смысле «только талантливые», а в смысле «все», потому что выступающими, конечно, было подчеркнуто, что «талантливы все дети».

Тема показалась важной настолько, что ради нее сэкономили время на традиционно обязательных речах о строительстве новых школ и повышении учительских зарплат. Правда, вся статистика была в информационных буклетах — ну так она всегда есть в буклетах, а все-таки познавательно было бы и услышать с трибуны о том, что в минувшем году открыто 11 детсадов на 1584 места в семи районах и четыре школы на 2650 мест в трех районах (вообще за последние четыре года финансирование образования в городе увеличилось на 59%: в 2012-м — 75 млн рублей, в 2017-м — больше 121 млн).

И не менее приятно было бы не только прочитать, что в среднем петербургский учитель получает 47 тыс. 525 руб., а воспитатель — 45 тыс. 804 руб. Это Росстат говорит. Половина моих коллег, услышав суммы, вытаращили глаза, половина уверяют, что слышали про учителей с такими зарплатами.

Три-четыре выступавших (от телеведущей и ведущей мероприятия Ники Стрижак до губернатора Полтавченко) предваряли речи сообщением о том, что робеют — в зале Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования, но главное — член Совета по русскому языку при президенте РФ. Впрочем, неловкостей, кажется, не возникло — разве что под вопросом слово «волнительный», от которого трясет многих филологов.

В этом году про патриотизм речи, конечно, были, зато не было про церковное и божественное. Если, конечно, не считать вырвавшуюся у Ники Стрижак реплику: «Господи, дай закончить школу без ЕГЭ по географии!». Не то чтобы госпожа Стрижак имела претензии лично к географии, но когда корзину обязательных ЕГЭ утяжелят устной частью русского языка и (как собираются) историей, то на географии будущий выпускник надорвется.

Чего недоставало на минувшем Большом педсовете — это недостатков. Как-то ничего у нас не делается хуже. Хотя бы для разнообразия. В последние три года количество петербургских выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, только растет: по словам председателя комитета по образованию Жанны Воробьевой, в 2015-м стобалльников было 153, в 2017-м — 337; каждая седьмая работа — высокобалльная (т. е. больше 80), по русскому высокий балл вообще у каждого третьего; Петербург привозит с международных олимпиад «золото» и «серебро», а педагоги приезжают со всероссийских конкурсов с победами (в частности, учитель биологии школы # 619 Максим Рыжов — один из пятерки победителей конкурса «Учитель года России», учитель физкультуры Губернаторского лицея # 30 Ольга Григорьева — абсолютный победитель конкурса «Воспитать человека»); 31 петербургская школа входит в топ-500 российских школ, а 51 школа фигурирует во всероссийских профильных рейтингах; более 400 тысяч петербургских школьников участвовали во всероссийской олимпиаде на школьном уровне, 60 тысяч — на районном, 3 тысячи — на региональном, 400 на федеральном, и каждый второй стал призером или победителем.

Из условной критики разве что у председателя ЗакСа Вячеслава Макарова и замдиректора телеканала «Санкт-Петербург» Юрия Зинчука вырвалось тревожное по поводу виртуальной реальности. И любопытно было бы узнать, в курсе ли педагогическая аудитория БКЗ «Октябрьский», о чем сериал «Черное зеркало» и что пишут самые популярные у российских школьников видеоблогеры («У них подписчиков — десять миллионов! Два Петербурга!» — восклицал Зинчук).

Возвращаясь к теме педсовета, губернатор Георгий Полтавченко напомнил, что в этом году — 200-летие первого выпуска Царскосельского лицея. «Символично, если в этот год в Петербурге приступят к образованию двух новых нетиповых образовательных учреждений», — сказал губернатор. Одно — для детей с выдающимися достижениями в искусствах и науках, второе — для одаренных в информационных технологиях и конвергентных системах. Еще предстоит объяснить родителям, что это такое.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав МАКАРОВ так прокомментировал итоги Городского педагогического совета:

«Сегодня перед очередным учебным стартом мы, по традиции, определяем наши приоритеты, цели, задачи, стратегию развития образования Петербурга. Я неоднократно говорил, что во все времена школа должна исполнять три основные функции: давать теоретические знания, прививать практические навыки и воспитывать. Есть такое понятие «базовое фундаментальное образование». Фактически это означает, что человека нужно научить учиться и мыслить, познавать себя и окружающий мир. Недаром говорят, что величие державы рождается за школьной партой. Именно в школе начинается формирование гражданского общества и профессиональной элиты страны.

Сегодня в мире идет глобальная конкуренция «за мозги», за образованных, неординарно мыслящих специалистов, в первую очередь в научно-технической сфере. Мы не должны проиграть в этой конкуренции. Считаю, самое главное — со школьных лет открывать перед ребятами широкие горизонты и блестящие перспективы. Они должны знать, что их талант, их знания, навыки найдут себе применение в Петербурге и России, что они найдут рабочие места по специальности, и их труд будет достойно оплачиваться. И это уже ответственность власти, бизнеса, ученых и производственников».

#педсовет #школа

Комментарии