Недолив? Недовес?.. Даунсайзинг!

Сто лет не варила манную кашу. Дитя мое давно выросло, сама же я никогда особых пристрастий к манке не питала. А тут пришлось на насколько дней стать нянькой в одном родственном семействе с тремя дошколятами.

Недолив? Недовес?.. Даунсайзинг! | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Родители отпрысков решили в выходные «пожить для себя» и, перед тем как отчалить из города, провели подробный инструктаж с тремя наиважнейшими: что, где, когда. Ну и про манную кашу не забыли. «Сваришь? Справишься?» - наседала на меня молодая мамаша.

А то, справлюсь, конечно!

Каша в пропорциях

Теперь можно и признаться: за правильным рецептом манной каши полезла в Интернет. Решила, что он-то убережет от комков в моем будущем кулинарном творении, поможет сделать его не очень жидким и не слишком густым. «Соблюдайте все ингредиентные пропорции!» - предупреждали авторы рецепта. Вспомнился и великий знаток кулинарных секретов Вильям Похлебкин, настаивавший на одном простом правиле: «варить в молоке, соблюдая пропорции».

Значит, если сказано, что на 1 (один) литр молока надо взять 4 столовые ложки манной крупы, 2 ложки сахара и одну - сливочного масла, плюс щепотка соли, то пусть так оно, тютелька в тютельку, и будет.

В хозяйском холодильнике нашлась непочатая литровая бутылка молока. В поисках обозначенного срока годности наткнулась попутно на строчку: «Объем 900 мл». То есть никакого литра молока в этой вроде бы литровой бутылке нет... Ладно, купим свеженького.

В соседнем супермаркете в широчайшем молочном ассортименте не нашлось ни одной (!) бутылки, которая была бы затарена ровно литром молока. Только от 900 до 950 миллиграммов. «Недолив» оказался и в твердых молочных пакетах. И только в мягких пакетах отдельно взятого производителя литровое содержимое молока все-таки обнаружилось.

Удивление вызвали большие молочные пакеты. Магазин решил позиционировать их как двухлитровые. Во всяком случае на ценниках так и было написано: «Молоко. Жирн. 3,2%. 2 литра». Хотя информация на самих пакетах рассекретила это невинное лукавство торговли. Объем молока в них составлял 1,95 мл.

Манную кашу я, конечно, сварила. Может, и не шедевр кулинарии получился, слегка густоватая, но без противных комочков. Зато из всей этой истории вынесла собственное умозаключение: придерживаться нынче традиционных кулинарных рецептов ой как непросто.

Про молоко уже сказано. Но вот, допустим, понадобится для какого-нибудь варенья кило сахара. Поди найди. Не найдешь... Вся фасовка - по 900 граммов. Рецептура многих выпечных изделий настаивает на применении двухсот граммов сливочного масла. А такой фасовки нет. Нынешний стандартный брусок масла - 180 граммов.

Тут подумай, как быть: менять рецептуру, сокращая пропорции, или в магазине брать двойной объем - 2 бутылки молока по 0,9 литра, две пачки масла по 180 граммов... Но закавыка в том, что стоимость тех же самых 180 граммов остается такой же, как за полноценные 200 граммов. И стоимость 0,9 литра молока остается на уровне литровой.

У этого явления есть свое название - «даунсайзинг». Что значит уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены.

Аппетит в узде

Явление не новое. Грешить даунсайзингом отечественные производители начали без малого двадцать лет назад. Первопроходцами в этом деле стали производители круп, за ними подтянулись «сахарники». Обыватель не сразу заприметил подвох, а когда заприметил, попытался потребовать объяснений.

У производителей было два довода в свою защиту. Во-первых, как тогда утверждали, полностью реконструированные заводы оснащены теперь импортными производственными линиями. А они фасуют продукцию не по 1 кг, как было в советские времена, а по 900 граммов (позже появилась фасовка 850 граммов). Во-вторых, ссылались на некие маркетинговые исследования, которые якобы показали предпочтения потребительской аудитории покупать товар меньшей фасовки.

В открытом доступе тех маркетинговых исследований так никто и не увидел, а сам довод, исходя из разумного, подвергли большущему сомнению. Все-таки, покупая крупу вразвес, потребитель вряд ли будет настаивать на 850 граммах - округлит объем и купит килограмм.

Еще в начале прошлого года правительство и Федеральная антимонопольная служба дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты», следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Но кто захочет расставаться с высоким уровнем дохода?.. И с середины прошлого года, как показали наблюдения союза потребителей «Росконтроль», даунсайзинг в нашей стране расцвел с новой силой. Процветает и сейчас.

Более всего - на упомянутых молочных прилавках. Помимо обычного молока «полегчала» сметана. Привычную упаковку весом 250 граммов надо еще поискать. Ей на смену по той же цене пришла 180-граммовая. На 20 граммов у многих производителей «похудел» творог (180 г вместо 220 г). Питьевой йогурт «Чудо» когда-то выпускали в пол-литровых бутылочках. После ребрендинга стали разливать по 420 граммов. Теперь йогурт «похудел» до 290 граммов.

Есть производители, которые совсем не любят округлять цифры. Это кондитеры. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» - 134 грамма. Округлением занимается торговля. На ценниках: 130 и 140 граммов. Шоколадные плитки давно уже не весят традиционных 100 граммов. Фактический вес: от 85 до 95 граммов. Торты весом 1 килограмм уже практически не встречаются на полках.

Давно уже полегчали и хлебобулочные изделия. Так, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь едва тянет на 370.

Позаботиться о здоровье соотечественников еще два года назад решили пивовары, уменьшив объем тары для некоторых торговых марок. Вместо привычных 0,5 л появились объемы 0,47 и 0,48 литра. За пивоварами подтянулись производители прохладительных напитков и фруктовых соков. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л; в пакете «Тонуса» - 0,9 л.

Специалисты «Росконтроля» решили подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. Условный покупатель за один раз в магазине купил: бутылку молока, пачку творога, упаковку сметаны, батон, пакет риса и пакет гречневой крупы, сок и чистящее средство (производители бытовой химии тоже преуспевают на поприще даунсайзинга). Итог: за меньший вес/объем покупатель переплачивает 17,5%. В денежном выражении - около ста рублей.

В союзе потребителей «Росконтроль» поясняют: «Если фактическая масса или объем продукта соответствует заявленному значению на упаковке, то формально изготовители ничего не нарушают. Производитель просто пользуется силой привычки к определенному объему упаковки. Покупатель «знает», что в пачке молока - литр, в пачке масла - 200 граммов. Мы ни разу не слышали рекламу: «Упаковка меньше, а цены - те же». Очевидно, что уменьшение объема - это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя».

Совет потребителю от «Росконтроля». Обращайте внимание на вес или объем товара, сравнивайте выложенные рядом. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее купить тот, которого больше.

На подножном корме

Экономические сложности несколько изменили структуру питания россиян.

Так, по данным института маркетинговых исследований Gfk Russia, за последний год продажи молочных продуктов и мяса сократились в физическом выражении на 0,5 и 0,8%, соответственно. Еще серьезнее «пострадали» хлебобулочные изделия (-7%), рыба и морепродукты (-7,4%), бакалея (-3,8%), а также сладости и снеки (-3%).

В небольшом плюсе оказались замороженные продукты (1,1%), яйца (1,4%), свежие фрукты и овощи (1,5%), детское питание (2,2%).

И значительно - на 45% - вырос объем товаров, купленных по скидкам и промоакциям.

Там, где есть возможность, люди переходят на самообеспечение. То есть возвращаются к огородам. Есть статистика: доля россиян, выращивающих еду для своего стола, в нынешнем году увеличилась до 46%. Правда, наиболее ощутимо тенденция проявляется в малых населенных пунктах. Москвичи и петербуржцы на огороды тянутся не так активно.

Часть экспертов утверждают, что количество людей, занимающихся выращиванием для себя продуктов питания, в кризисной ситуации будет только расти. Их оппоненты возражают: личные огороды - это иллюзия выгодного использования своих ресурсов и с экономической точки зрения они никогда не будут рентабельны. Учитывая стоимость посевного материала, удобрений, трудовых и временных затрат...

Вырастить несколько ведер картошки, огурцы, помидоры и собрать урожай яблок - вот, пожалуй, типичный набор продукции со своего огорода. При этом даже в нынешних сложных макроэкономических условиях в среднюю потребительскую корзину входит довольно широкий ассортимент продуктов - хлеб, молоко, растительное масло, крупы, макаронные изделия.

Так что, как ни крути, а в магазин идти придется. Чтобы в очередной раз стать невольным участником квеста под названием «даунсайзинг».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.


Комментарии