Не скажут ни камень, ни крест...

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны подвиг крейсера «Варяг» повторили три подводные лодки Балтийского флота – «С-3», «М-83» и «Щ-408». Только в отличие от «Варяга» героизм экипажей подлодок остался на родине незамеченным. И в годы войны, и сейчас, когда страна отметила семидесятилетие Великой Победы.

Не скажут ни камень, ни крест... | ФОТО 900igr.net/shutterstock.com

ФОТО 900igr.net/shutterstock.com

23 июня 1941 года, за час до полуночи, не закончив ремонт и не имея возможности погружаться, подводная лодка «С-3» под командованием капитан-лейтенанта Николая Александровича Костромичева вышла из Либавы. Кроме штатного личного состава на ее борту находились экипаж ПЛ «С-1» (38 человек), взорванной накануне, и рабочие завода «Тосмаре» (20 человек). Около шести часов утра 24 июня подлодка была перехвачена германскими торпедными катерами S-35 и S-60 и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена. Немцы расстреливали людей, плавающих в воде. Тело командира лодки прибило к острову Сааремаа, где его похоронили.

25 июня балтийская «малютка» «М-83», получившая повреждения, возвратилась с боевого задания в Либаву. В городе уже шли уличные бои. Из единственного орудия экипаж открыл огонь по вражеским солдатам. А когда боеприпасы закончились, не желая сдавать лодку врагу, ее командир старший лейтенант Павел Михайлович Шалаев приказал взорвать корабль на глазах у немцев. Вместе с командиром в боях на суше погибли большинство экипажа. Только четыре человека выжили и сумели перейти линию фронта. Один из них, Евгений Тихонович Антипов, ставший помощником командира «М-96», погиб 8 сентября 1944 года при форсировании подлодкой минного заграждения в Финском заливе.

25 мая 1943 года подводная лодка «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта Павла Семеновича Кузьмина трое суток пыталась преодолеть немецкие сети и мины в районе острова Вайндло. Аккумуляторная батарея разрядилась, запасы воздуха иссякли, люди начали задыхаться и терять сознание. Из топливных цистерн, поврежденных взрывами мин, на поверхность всплывали и лопались пузыри соляра. По этим пятнам подлодку обнаружили вражеские авиация и катера.

Командир корабля Павел Кузьмин решил доложить о создавшемся тяжелом положении на командный пункт флота. Цистерны главного балласта были продуты, лодка всплыла. Ее сразу же окружили катера противника и открыли огонь. Командир поднялся на мостик и вызвал на палубу артиллерийский расчет. Лодка, находясь в надводном положении, вступила в неравный бой. А на берег ушла радиограмма с просьбой срочно прислать самолеты. С флотских аэродромов на помощь подводникам вылетели три авиационные группы 71-го полка, четыре наших самолета были сбиты, но усилия оказались напрасными – летчики опоздали. «Щ-408» смогла поразить артиллерийским огнем два катера противника. А когда снаряды закончились, ушла под воду, не спустив флага.

Героические экипажи подлодок «С-3», «М-83» и «Щ-408» не были отмечены советскими наградами. Удивительная несправедливость! Зато героизм русского моряка оценили в Англии. Король Великобритании Георг VI в начале 1944 года посмертно наградил командира «Щ-408» Павла Кузьмина за его подвиг орденом Британской империи.

Ныне английский орден хранится в Сосновом Бору у Валерия Кузьмина, сына героя-подводника. Валерий тоже связал свою жизнь с морем – служил на атомной подводной лодке Северного флота. А сына своего назвал Павлом. Павел Кузьмин-младший тоже служил на флоте и, как его прославленный дед, носит звание капитан-лейтенант. В 1965 году имя мужественного командира было присвоено одной из улиц нашего города.

Выпускники школы # 504 Максим Пуслис, Кирилл Молодцов, Сергей Даминцев и Владимир Шумилов вместе с завучем Мариной Васильевной Лукиной знакомились в архивах с документами военного времени. По результатам их исследований директор школы, в которой учатся дети, проживающие на улице Подводника Кузьмина, Наталья Витальевна Виноградова направила письмо в Министерство обороны РФ с просьбой наградить командира и весь героической экипаж подводной лодки «Щ-408». Однако оно письмом от 20 апреля 2015 года # 173/3/3530П отказало в удовлетворении ходатайства. Причина: командование флота в 1943 году не представляло героев к награждению государственными наградами.

Хочу напомнить, что спустя пятьдесят лет после трагедии Русско-японской войны в живых оставались еще 45 участников сражения под Чемульпо. Всем им в связи с полувековым юбилеем этого события в 1954 году были вручены советские медали «За отвагу». Так, бывший кочегар «Варяга» Петр Егорович Поляков был награжден медалью «За отвагу», а в 1955-м (как «потемкинец») он получил орден Красной Звезды.

В годы Великой Отечественной войны на Балтике погибли 38 подводных лодок, на Черном море – 25, на Северном флоте – 23, на Тихоокеанском – 4 подводные лодки. 3632 члена экипажей этих кораблей сложили головы в смертельной схватке с врагом в Великой Отечественной войне. Полагаю, что все погибшие подводники должны быть отмечены наградами.

Может быть, следует учредить особую награду воинам, отдавшим жизнь в битве с врагом или умершим от ран, назвав ее «Погибший за Родину». И передавать ее семьям героев для вечного хранения с правом ношения отцами, матерями, женами и детьми.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии