«Не врубаешься» — значит не понимаешь

С грохотом хлопают двери, а разговор на повышенных тонах не стихает до глубокой ночи. Все понятно: в семье растет подросток и покой ей только снится. Подросток — это человек, постоянно готовый сразить взрослого метким и ехидным замечанием. Иногда даже закрадывается подозрение — а вдруг он прав? Жалобный хор родительских голосов сливается воедино: «Терпеть подростковое хамство нет никаких сил». Но хамство ли это? А если да, то как его избежать?
На вопросы журналиста Елены ШУЛЬГИНОЙ отвечает человек, который, кажется, знает о подростках все. Он, в прошлом мастер в ПТУ, основал первый в России Музей молодежных субкультур, а позже создал Институт подростка и уличную службу социальной работы.
Сейчас Александр Павлович ФАЙН живет в Берлине, но от российских подростков не оторвался. Более того, он может сравнивать наших подростков с немецкими.
И выясняется, что никакой особой разницы между ними нет.

«Не врубаешься» — значит не понимаешь  | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

— И все-таки почему подростки хамят?

— Это не хамство, а неудобная для взрослых манера поведения. В народе говорят «яйца курицу учат». А происходит это потому, что подросток открыл для себя мир и узрел истину. И со свойственной юности категоричностью и максимализмом начинает ее проповедовать. Он хочет раскрыть родителям глаза. Но те отвечают агрессией и стремятся подавить самостоятельность повзрослевшего ребенка.

Существует несколько мифов о подростках, придуманных взрослыми. В этих мифах подросток — злобный и агрессивный хулиган. Конечно, есть и такие ребята, но их все-таки меньшинство. А в целом подростки совсем не агрессивны, просто их легче спровоцировать на крайность. У них нет самозащиты взрослого.

Не забудем: ребенок, находящийся в подростковом периоде, плохо спит, мало ест, хуже учится. Он тяжело переживает свое взросление. В нем легко уживается атомная смесь вселенского знания и неуверенности в себе. А родители, вместо того чтобы попытаться понять, посочувствовать, унижают его.

Домашняя тирания — это часть европейской культуры воспитания. Подростки обижены, задавлены взрослым миром.

В Германии семейное насилие над подростками распространено так же, как и в России. Там тоже есть все: и избиения в семье, и изнасилования. Много подростковых самоубийств. Но немецкое государство в отличие от российского пытается с этой проблемой бороться. Над ней бьются ученые и практики — педагоги, социальные работники, психологи. Существуют некоммерческие фонды и организации, которые работают с экстремистскими группировками.

Собственно, молодежный экстремизм — это крайняя стадия подросткового хамства. В Берлине существуют целые районы, куда лучше не заходить. Там находятся дома, самовольно захваченные молодежными группировками. В них мирно сосуществуют панки, крайне левые, скинхеды, свободные художники. В Европе молодежь может выразить свое экстремальное отношение к жизни, находясь в рамках закона. И этот молодежный экстремизм воспринимается как проявление индивидуальности.

— Но у нас родители не любят, если ребенок от них сильно отличается.

— Наше общество еще не изжило механизмы подавления, они снова и снова воспроизводятся на подсознательном уровне. Личность подростка ломалась, подделывалась под родителей. Ребенок вырастал и позже давил на своих детей. Иметь свое мнение, выбирать свой собственный стиль жизни до сих пор нередко считается опасным и неприемлемым.

Между тем каждое новое поколение совершает новый виток в развитии общества. Поэтому нам так интересны молодежная культура и молодежное искусство. В подростковом возрасте каждый человек безумно талантлив. Мудрый родитель будет бережно собирать рисунки, стихи и поощрять любое творчество ребенка. В Германии социальная или творческая активность подростка воспринимается обществом с любовью и вниманием. Фестивали и конкурсы молодежного творчества проводятся круглый год. У наших подростков меньше возможностей для самореализации. Кому он покажет плоды своего творчества? Только друзьям.

— Родители почему-то не видят в подростке достойного собеседника.

— Они слишком привыкли к своей абсолютной власти. Родитель всегда прав, вещает только истины в последней инстанции. И никак не может перестроиться, признать, что его ребенок — это личность, имеющая какие-то права. Сегодня ведь другое время, общество сильно изменилось. Для того чтобы преуспеть, человеку нужен характер, воля, инициативность. А все эти качества были задавлены в подростковом возрасте не в меру активными родителями.

Парадокс, но проблемы подростка и его отношений с родителями возникают тогда, когда условия жизни улучшаются. Например, в деревне, где взрослые с утра до вечера заняты, дети взрослеют быстро и трудятся наравне со взрослыми. Но мы-то говорим о городской семье.

Тихий, послушный, удобный для родителей подросток — это патология. Подросток по природе своей — самостоятельное, активное существо. Иногда эта активность может завести его слишком далеко. Задача родителя — наладить с ребенком дружеские отношения и тактично научить его правилам безопасности. Но говорить с ребенком о безопасности необходимо так, чтобы он чувствовал, что его любят, что о нем заботятся. Если родитель не разговаривает по-человечески, а только отпускает въедливые замечания или, того хуже, орет, подросток будет его игнорировать.

— Когда ребенок взрослеет, в нем неожиданно вылезают черты характера бабушек и дедушек, двоюродных дядей...

— В педагогике, как и в математике, существуют свои законы. Один из них гласит: «Из любого ребенка можно воспитать достойного человека». Даже не воспитать, потому что ребенок — самоорганизующееся, саморазвивающееся существо. Это не снеговик, которого мы лепим. Если у него нет тяжелых родовых травм, заболеваний психики, то никакой ген не превратит его в преступника.

— Но родители иногда говорят: «Мой сын хороший, а дурная компания его испортила».

— В плохие компании не попадают. Их создают сами подростки. Собираются человек пять-шесть с определенными задатками, и появляется плохая компания. Так что не надо думать, что именно ваш ребенок та самая «невинная овечка». Таких просто не существует.

Родитель может обезопасить себя от многих неприятностей, если будет всего полчаса в день просто разговаривать со своим ребенком. Вести беседу, когда что-то уже случилось, бессмысленно. Время назад не вернешь.

Да, общение с подростком — тяжелый труд, нужно обладать колоссальным терпением. Но главное — дать подростку высказаться. Он развивает свою речь, учится мыслить, а родители узнают о его интересах и взглядах на жизнь. Конечно, для того чтобы было, что обсудить, нужны совместные впечатления — музеи, театры, кино, турпоходы. Умный родитель будет читать психологическую литературу о подростках. Сейчас таких книг много.

Взрослым нужно запомнить: общаться с ребенком — значит заботиться о своей старости. Если родитель был жесток и брюзглив, ребенок убежит от него за тысячи километров. И родителю, когда он будет немощен, это еще аукнется.

— Как же с ними общаться, если они говорят между собой на каком-то птичьем языке?

— Одна из загадок подросткового поведения — стремление из всего сделать тайну, напустить туману. Подростки играют в тайные общества, делают тайнички. Помните, мы придумывали в детстве тайные шифры? Язык подростков — это тайный шифр, непонятный взрослому. Это попытка закрыться от родителей и от всего взрослого мира.

Кстати, сленг может быть очень разным. Например, сленг наркоманов очень функционален, его цель — скрыть свое увлечение наркотиками от окружающих. Язык скинхедов близок к языку уголовников. Байкеры говорят на агрессивном сленге. Хиппи коверкают английские слова. Кроме этого есть просто молодежный сленг. Но разговаривать на нем с ребенком я бы не советовал, взрослым все-таки нужно оставаться взрослыми.

Тем не менее хотя бы вкратце ознакомиться с молодежным сленгом родителям не помешает. Вот краткое пособие для тех, кто хотел бы владеть им, как говорится, «со словарем».

Абзац — 1. Выражение восхищения, удивления. 2. Нечто, из ряда вон выходящее. 3. Кончено, довольно, хватит. 4. Сломаться, испортиться. 5. Цейтнот, нехватка времени.

Атомный — 1. Положительная оценка. 2. Яркий цвет вещи. 3. Что-то сильное, сильнодействующее. 4. Подвижный, энергичный человек.

Баклан — отрицательный отзыв о человеке.

Банка крашеная — прозвище панков с крашеными волосами.

Бас — автобус.

Батон — 1. Девушка. 2. Спортивная сумка. 3. Отец.

Безмазняк — выражение бесполезности какого-либо действия.

Беспонтовый — что-либо плохое, бесполезное, ненужное.

Борис Федорович — клей «БФ».

Вааще — см. Абзац.

Винт — 1. Милиционер. 2. Задержание в отделении милиции. 3. Наркотический коктейль.

Врезать — 1. Сильно ударить. 2. Хорошо ответить на экзамене.

Гнать — 1. Рассказывать, сочинять. 2. Лгать. 3. Говорить ерунду. 4. Делать что-либо.

Горбатый — плохо сделанный.

Грузить — говорить

Двинутый — ненормальный, чокнутый.

Дерево, деревянный — тупой человек.

Достоевский — надоедливый человек.

Дофенизм — состояние человека, когда ему все безразлично.

Душный — занудный, надоедливый, неприятный.

Забить — 1. Отнестись к чему-либо безразлично. 2. Перестать заниматься чем-либо.

Завернуться — 1. Сойти с ума. 2. Сильно увлечься чем-либо.

Зависать — 1. Быть в восторге от чего-либо. 2. Отказаться от поддержки. 3. Надолго задержаться где-либо.

Залепуха — неожиданный, выходящий за рамки поступок.

Заминусить — не принять кого-либо в компанию.

Заходы — чьи-либо действия, маневры.

Искейпнуть — убежать, уйти.

Кайф — 1. Состояние душевного равновесия. 2. Наркотики. 3. Выражение восхищения.

Кипеш — суета.

Короед — 1. Человек. 2. Ребенок. 3. Студент Лесотехнической академии.

Лажа — 1. Отрицательная оценка. 2. Обман. 3. Неприятность. 4. Плохо сделанная работа. 5. Реакция сочувствия.

Ломануться — 1. Пойти куда-либо. 2. Попытаться преодолеть какое-либо препятствие.

Маза — 1. Спор. 2. Смысл. 3. Выгода.

Назидалово — наставление, поучение.

Наказать — отобрать что-либо.

Невруб — непонимание чего-либо.

Облом — 1. Неудача. 2. Апатия, лень.

Оттягиваться — получать удовольствие от чего-либо, отдыхать.

Пороть Муму — лгать.

Пролететь — потерпеть неудачу, не сдать экзамены.

Рубить — понимать, соображать.

Спионерить — украсть.

Стеб — веселый, нахальный, иногда издевательский по отношению к кому-либо разговор.

Стремный — 1. Опасно, неудобно. 2. Выражение восхищения. 3. Отрицательная оценка.

Сделать сэйбол — уйти.

Тянуть — 1. Делать не то, что нужно. 2. Незаслуженно обвинять кого-либо.

Утка — оценка «два».

Фуфло — 1. О человеке отрицательно. 2. Ерунда, чепуха.

Цигель — время.

Четкий — положительная оценка.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (3039) от 11.09.2003 года.


Комментарии