Не пей, Иванушка...
В городе началось общественное обсуждение законопроекта «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге».
ФОТО Дмитрия Соколова
И до нас дошло
Подобные законы уже действуют в нескольких субъектах Федерации, причем таких, как Костромская область, Республика Саха, Башкортостан, Тюменская область, Ханты-Мансийская АО, Камчатская область... Словом, не столичных.
В Петербурге закон об экологическом образовании после долгой цепи рассмотрений и согласований будет принят (если будет) самое скорое года через полтора. Зато горожане могут уже сейчас, то есть на самых ранних стадиях, вмешаться и высказаться — так утверждают сотрудники центра экспертиз ЭКОМ (они и разрабатывали проект по заказу городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности).
Обсуждение состоится 4 октября в фонде литературы на иностранных языках Библиотеки им. Маяковского (начало в 18.30). До тех пор есть время ознакомиться с текстом документа: его можно найти на сайте ЭКОМ (www. ecom-info.spb.ru) либо получить бесплатную копию законопроекта в самой библиотеке в центре деловой информации.
Что может и чего не может закон
...На самом деле это будет уже второе слушание: первое прошло в Пушкине в местном Дворце творчества юных — законопроект эмоционально обсуждали представители среднего и дополнительного образования педагоги эколого-биологического направления. От них, пожалуй, в большей степени зависит, вырастут ли следующие поколения экологически образованными или окажутся в этом вопросе небрежными.
Надо отдать педагогам должное: они дотошно рассматривали каждый пункт законопроекта и настойчиво выспрашивали:
— В документе написано о поддержке домашнего экологического образования и содержания живых уголков — но что значит «поддержка»?
— Внимательно читайте документ, — отвечал педагогам главный разработчик законопроекта директор центра ЭКОМ, кандидат биологических наук Александр Карпов. — Всегда смотрите, прописан ли механизм поддержки. Если нет — значит ее не будет, это просто декларация.
Карпов сразу уточнил: «Я разработчик закона, но не автор». Городской комитет, заказав центру ЭКОМ разработку документа, затем внес свои изменения, так что на общественных обсуждениях мы с вами будем иметь дело с версией законопроекта, которая устраивает комитет. Варианты (изначальный ЭКОМовский и основной комитетский) отличаются уже хотя бы количеством статей: в изначальном 24, в основном 13. Еще навскидку из отличий: предполагается, что петербургский закон об экологическом образовании будет поощрять «добровольные экологические инициативы» не только бизнеса или общественных организаций, но и простых граждан. Так вот, в обсуждаемом комитетском законопроекте (в отличие от необсуждаемой изначальной версии) нет определения «добровольной экологической инициативы». И как тогда узнать, что считать этой инициативой и поддерживать, а что не считать?
В общем, спорить есть о чем. В помощь тем участникам обсуждений, которые захотят предложить свои замечания к законопроекту, сотрудники ЭКОМ составили список под названием: «Что может и чего не может региональный закон» (его также можно найти на сайте). Список для того, чтобы горожане не стреляли вхолостую. То есть не предлагали, например, заводить суровые уголовные дела на загрязнителей лесов: эта инициатива все равно не пройдет, потому что уголовное право — компетенция федеральных органов.
Новая программа действий
... И еще один экологический документ (разработанный опять же центром ЭКОМ по заказу опять же комитета) предстоит вскорости обсуждать горожанам: «Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008 — 2012 гг.».
Сейчас в городе действует «Концепция формирования экологической культуры». Ее задача — «координировать усилия многочисленных государственных и негосударственных организаций, действующих в экологоинформационном пространстве». Новая программа должна содержать уже конкретные действия городского правительства в сфере развития экокультуры — под конкретными действиями понимается в основном помощь образовательным и научным учреждениям, органам местного самоуправления, стимулирование бизнеса в сфере экологического образования и просвещения.
Место обсуждения программы — там же, в Библиотеке им. Маяковского; время — 28 октября, 11.00.
Жажда подскажет
Спору нет: оба документа важнейшие.
Как отметил Александр Карпов, конституционная статья, говорящая о том, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...», находится аккурат между от. 57 («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы») и от. 59 («Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации...»).
Но если гражданину, который не в курсе, как защищать Родину и платить налоги, государство строго и доходчиво объяснит, как это делается, то с тем, как исполнять свою «обязанность по охране природы», все несколько сложнее. «Мы все обязаны, но не знаем, что делать», — резюмирует Карпов. И приводит пример того, как изменилась экологическая культура. Взять хоть старый добрый туристский ритуал «отходы, которые горят, — сжечь, которые не горят, — закопать»: сжигать и закапывать современную упаковку, которая бог знает сколько времени и на какие части разлагается, — значит только губить природу, нашу мать.
...Во время педагогических обсуждений проекта закона в Пушкине методисты Дома творчества устроили преподавателям и примкнувшему к ним вашему корреспонденту небольшой экологический урок под лозунгом: «Сделай сам прохладительный напиток».
Мы сосредоточенно смешивали минералку с разными ароматизаторами, пищевыми красителями и лимонной кислотой из колбочек. Был провозглашен тост: «Поднимем же бокалы за успех экологического образования!» — и в воздух поднялись стаканы с жидкостями ядреного лимонного, марганцовочного и синюшного цвета. До дна свой бокал, кажется, не осушил никто. Ваш корреспондент успешно замаралась пищевым красителем и смогла его отдраить только к вечеру. Это был в высшей степени замечательный урок: очевиднейшее доказательство для ребенка, что его любимый лимонад — пакость. А ведь есть еще уроки об устройстве бутерброда, о состоянии воздуха и воды и т. д. Иные экологические уроки способны здорово напугать информацией — так это, пожалуй, и требуется.
...Что будет с вашими предложениями по законопроекту и программе? Центр ЭКОМ собирает все комментарии, пишет комментарии к комментариям и обязательно вывесит всю информацию на сайте.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 180 (3727) от 27 сентября 2006 года.
Комментарии