Не пей, Иванушка...

В городе началось общественное обсуждение законопроекта «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге».

Не пей, Иванушка... | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

И до нас дошло

Подобные законы уже действу­ют в нескольких субъектах Фе­дерации, причем таких, как Костромская область, Респуб­лика Саха, Башкортостан, Тю­менская область, Ханты-Ман­сийская АО, Камчатская об­ласть... Словом, не столичных.

В Петербурге закон об эколо­гическом образовании после долгой цепи рассмотрений и со­гласований будет принят (если будет) самое скорое года через полтора. Зато горожане могут уже сейчас, то есть на самых ран­них стадиях, вмешаться и выска­заться — так утверждают сотруд­ники центра экспертиз ЭКОМ (они и разрабатывали проект по заказу городского комитета по природопользованию, охране ок­ружающей среды и обеспечению экологической безопасности).

Обсуждение состоится 4 октяб­ря в фонде литературы на ино­странных языках Библиотеки им. Маяковского (начало в 18.30). До тех пор есть время ознакомиться с текстом документа: его можно найти на сайте ЭКОМ (www. ecom-info.spb.ru) либо получить бесплатную копию законопроек­та в самой библиотеке в центре деловой информации.

Что может и чего не может закон

...На самом деле это будет уже второе слушание: первое про­шло в Пушкине в местном Двор­це творчества юных — зако­нопроект эмоционально обсуж­дали представители среднего и дополнительного образования педагоги эколого-биологичес­кого направления. От них, пожа­луй, в большей степени зависит, вырастут ли следующие поколе­ния экологически образованны­ми или окажутся в этом вопро­се небрежными.

Надо отдать педагогам долж­ное: они дотошно рассматрива­ли каждый пункт законопроекта и настойчиво выспрашивали:

— В документе написано о поддержке домашнего экологи­ческого образования и содер­жания живых уголков — но что значит «поддержка»?

— Внимательно читайте доку­мент, — отвечал педагогам глав­ный разработчик законопроекта директор центра ЭКОМ, канди­дат биологических наук Алек­сандр Карпов. — Всегда смотри­те, прописан ли механизм под­держки. Если нет — значит ее не будет, это просто декларация.

Карпов сразу уточнил: «Я раз­работчик закона, но не автор». Го­родской комитет, заказав центру ЭКОМ разработку документа, за­тем внес свои изменения, так что на общественных обсуждениях мы с вами будем иметь дело с версией законопроекта, которая устраивает комитет. Варианты (изначальный ЭКОМовский и ос­новной комитетский) отличаются уже хотя бы количеством статей: в изначальном 24, в основном 13. Еще навскидку из отличий: пред­полагается, что петербургский закон об экологическом образо­вании будет поощрять «добро­вольные экологические инициа­тивы» не только бизнеса или об­щественных организаций, но и простых граждан. Так вот, в об­суждаемом комитетском зако­нопроекте (в отличие от необсуждаемой изначальной версии) нет определения «добровольной эко­логической инициативы». И как тогда узнать, что считать этой инициативой и поддерживать, а что не считать?

В общем, спорить есть о чем. В помощь тем участникам об­суждений, которые захотят предложить свои замечания к законопроекту, сотрудники ЭКОМ составили список под на­званием: «Что может и чего не может региональный закон» (его также можно найти на сай­те). Список для того, чтобы го­рожане не стреляли вхолостую. То есть не предлагали, напри­мер, заводить суровые уголов­ные дела на загрязнителей ле­сов: эта инициатива все равно не пройдет, потому что уголов­ное право — компетенция феде­ральных органов.

Новая программа действий

... И еще один экологический документ (разработанный опять же центром ЭКОМ по заказу опять же комитета) предстоит вскорости обсуждать горожа­нам: «Программа формирова­ния экологической культуры на­селения Санкт-Петербурга на период 2008 — 2012 гг.».

Сейчас в городе действует «Концепция формирования эко­логической культуры». Ее задача — «координировать усилия многочисленных государствен­ных и негосударственных органи­заций, действующих в экологоинформационном пространст­ве». Новая программа должна со­держать уже конкретные дейст­вия городского правительства в сфере развития экокультуры — под конкретными действиями по­нимается в основном помощь об­разовательным и научным учреж­дениям, органам местного само­управления, стимулирование бизнеса в сфере экологического образования и просвещения.

Место обсуждения програм­мы — там же, в Библиотеке им. Маяковского; время — 28 октяб­ря, 11.00.

Жажда подскажет

Спору нет: оба документа важ­нейшие.

Как отметил Александр Кар­пов, конституционная статья, го­ворящая о том, что «каждый обя­зан сохранять природу и окру­жающую среду...», находится аккурат между от. 57 («Каждый обя­зан платить законно установлен­ные налоги и сборы») и от. 59 («Защита Отечества является долгом и обязанностью гражда­нина Российской Федерации...»).

Но если гражданину, который не в курсе, как защищать Родину и платить налоги, государство строго и доходчиво объяснит, как это делается, то с тем, как испол­нять свою «обязанность по охра­не природы», все несколько сложнее. «Мы все обязаны, но не знаем, что делать», — резюмиру­ет Карпов. И приводит пример то­го, как изменилась экологичес­кая культура. Взять хоть старый добрый туристский ритуал «отхо­ды, которые горят, — сжечь, ко­торые не горят, — закопать»: сжи­гать и закапывать современную упаковку, которая бог знает сколько времени и на какие час­ти разлагается, — значит только губить природу, нашу мать.

...Во время педагогических обсуждений проекта закона в Пушкине методисты Дома твор­чества устроили преподавате­лям и примкнувшему к ним ва­шему корреспонденту неболь­шой экологический урок под ло­зунгом: «Сделай сам прохлади­тельный напиток».

Мы сосредоточенно смеши­вали минералку с разными аро­матизаторами, пищевыми кра­сителями и лимонной кислотой из колбочек. Был провозглашен тост: «Поднимем же бокалы за успех экологического образова­ния!» — и в воздух поднялись стаканы с жидкостями ядреного лимонного, марганцовочного и синюшного цвета. До дна свой бокал, кажется, не осушил ни­кто. Ваш корреспондент успеш­но замаралась пищевым краси­телем и смогла его отдраить только к вечеру. Это был в выс­шей степени замечательный урок: очевиднейшее доказа­тельство для ребенка, что его любимый лимонад — пакость. А ведь есть еще уроки об устрой­стве бутерброда, о состоянии воздуха и воды и т. д. Иные эко­логические уроки способны здо­рово напугать информацией — так это, пожалуй, и требуется.

...Что будет с вашими предло­жениями по законопроекту и программе? Центр ЭКОМ соби­рает все комментарии, пишет комментарии к комментариям и обязательно вывесит всю ин­формацию на сайте.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 180 (3727) от 27 сентября 2006 года.


#экология #просвещение

Комментарии