Не хватайтесь за корвалол!

Вчера утром сообщили, что корвалол и валокордин не будут отпускать без рецепта. Вечером успокоили: не надо рецептов, все остается по-старому. Государство доказало, что верит в свой народ, в его способность держать себя в руках и не психовать почем зря. Правительство издало постановление, которое, вероятно, было достаточно заковыристое, чтобы его не совсем правильно поняли комитеты по здравоохранению, кажется, по всей стране. А именно: поняли так — успокоительные «хиты», корвалол и валокордин, будут отпускаться только по рецептам. Городской комитет по здравоохранению, срочно созвав утром пресс- конференцию, уже вечером сообщил такое, что СМИ на ходу меняли содержание уже готовых статей, радио- и телерепортажей.

Не хватайтесь за корвалол!  | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

Ложная тревога

Как ни крути, а в правительстве страны сидят здравомыслящие люди. Ну не могли они учудить такое, чтобы корвалол, который (по требованию опять же государства) должен быть в каждой автомобильной аптечке, вдруг стал препаратом, отпускаемым только по рецепту.

Однако «на местах», вероятно, готовы к любым правительственным сюрпризом, поэтому в комздраве мужественно утром пытались найти неправильно понятому (как оказалось вечером) постановлению благородное объяснение. Например, такое: любое лекарство должен назначать врач, и мало ли с какими препаратами человек принимает корвалол или валокордин и как они будут взаимодействовать.

Пишущая братия на пресс- конференции сильно переживала, выспрашивала у начальника управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий Татьяны БОГДАНОВОЙ, что нам пить вместо корвалола... Татьяна Викторовна дала информацию, которая пригодится в любом случае:

— Корвалол не является препаратом сердечным. Он не снимет сердечные боли, он успокаивающий. И валокордин тоже. Так что их можно заменить другими успокоительными — валерьянкой, пустырником.

Мужчины как-то оживились, узнав, что настойку боярышника еще никто не отменял...

Ну да в любом случае на нет и суда нет, и если все остается по-старому, то разве что для истории поясним: корвалол и валокордин будут отпускаться без рецептов, поскольку доля сильнодействующего препарата в них крайне мала.

По итогам

Повод встретиться с прессой у комитета был и без вышеуказанных успокоительных: подводили итоги года, и зам. председателя комитета Захар ГОЛАНТ назвал их «удовлетворительными». Во всяком случае город добился того, чтобы на ДЛО ему отпустили лекарств не на запланированные 1 млрд 369 млн рублей, а на 2,5 млрд рублей. И всячески выворачиваясь, дабы не нарушать закон о бюджете, город все же умудрялся выделять дополнительные средства на лекарства — в частности, как экстренную социальную помощь.

Кроме того, Петербург очень постарался убедить «кого следует», чтобы высокозатратные препараты по тяжелейшим заболеваниям отвели в отдельную программу — и появилась программа по семи нозологиям (гемофилия, муковисцидоз и т. д.). Она «весит» в общей сложности 33 миллиарда рублей, из которых Петербургу только в первом полугодии 2008 года причитается 1 млрд 114 млн рублей. Для сравнения: в 2008 году по федеральной льготе на прочие лекарства городу положены 1 млрд 200 млн рублей.

Сейчас, как сказал Голант, все 29 высокотехнологичных препаратов по нозологиям, их месячная норма, уже доставлены в аптеки.

— До выведения этих препаратов в отдельную программу мы обязаны были обеспечить ими в рамках общей программы по ДЛО, — напоминает Голант. — В частности, из-за этого постоянно возникал финансовый дефицит. Сейчас мы сможем лучше обеспечивать граждан препаратами общей группы.

А также. По принятой в Петербурге программе по онкологии, в 2008 году будет выделено 674 млн рублей. Й в этой программе, кстати, произойдут изменения: если с 2005 года онкологические препараты отпускались амбулаторно (хотя прием большинства из них требует условий стационара), то теперь граждане будут обеспечиваться этими препаратами только в пределах стационара.

— Основным учреждением по реализации этой программы становится городской клинический онкологический диспансер, и в рамках этой программы бюджет этого диспансера увеличится более чем в 20 раз, — комментировал Захар Голант. — Плюс к этому развивается система межрайонных дневных стационаров.

И еще. Погашена задолженность перед фармкомпаниями за 2006 год, а долг за 2007 году (1 млрд 168 млн рублей) не пугает фармкомпании, ибо в 2008 году в законе о бюджете федерального фонда ОМС уже заложены средства для компенсации задолженности.

Перемены

В этом году программа ДЛО будет идти с «принципиальными изменениями».

Итак. Согласно распоряжению правительства РФ № 609, субъекты теперь закупают лекарства путем проведения аукциона. И наш комздрав, формируя заявку на 2008 год, должен был опираться не на перечень торговых наименований (их примерно две тысячи, часто дублирующих друг друга и различающихся названиями), а указывать исключительно непатентованные международные наименования (то есть действующие вещества, которые содержатся в составе препаратов). Тут собака зарыта: субъект Федерации не знает, с какими предложениями придут участники аукциона, и фактически зависит от их предложений. На этот раз, как сказали в комитете, мы вроде бы на аукционе ничего не потеряли, но как получится на будущий год...

— Сейчас в рамках заявки для аукциона было отобрано 359 препаратов, — сказал Голант. — С нашей точки зрения, это адекватный и оптимальный набор, основанный на статистике отпуска за все предыдущие годы. Но в редких случаях, если понадобится лекарство, не вошедшее в перечень этих 359 препаратов, мы предусмотрели специальную процедуру. Либо по представлению райздравотделов, либо по рекомендации главных специалистов комитета по здравоохранению люди, нуждающиеся в препарате, которого нет в списке, будут выводиться на комиссию комитета. И после каждой комиссии будет формироваться отдельная процедура на закупку лекарств, не вошедших в перечень на аукционе.

...В прошлом году было 324 336 льготников, а в этом 254 683. «Что случилось с остальными?» — насторожилась пресса.

Ничего не случилось — они отказались от соцпакета и взяли деньгами. К общему сожалению. Потому что все трудности с финансированием связаны с тем, что бюджет программы ДЛО считается не по потребности субъекта Федерации, а по тому, сколько людей сохраняют за собой право на льготное обеспечение препаратами. Чем больше отказов от соцпакета — тем больше затруднений у субъекта в следующем году. Сейчас из 800 тысяч теоретических льготников сохранили за собой право на льготы (т. е. не взяли деньгами) 250 тысяч петербуржцев.

...Так что валерьянка нам еще пригодится.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 10 (4048) от 22 января 2008 года.

#лекарства #рецепты #снабжение

Комментарии