Не брать кота в мешке

Речь шла не о коте Шредингера (умственный эксперимент такой) или «Угольном мешке» (такая туманность), хотя этого можно было ожидать на Неделе науки в Политехе, собравшей 5 тысяч участников и 300 докладчиков. В завершение конференции «кот» появлялся там и сям как образ – в дискуссии о кадровой политике в вузах и о мировой системе ранжирования научных учреждений.

Не брать кота в мешке | ФОТО Digital Storm/shutterstock.com

ФОТО Digital Storm/shutterstock.com

Насчет кадров – это к тому, что в Политехе (сейчас он называется Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) аспиранты и молодые сотрудники участвуют в конкурсе «Дублер проректора» и выдвигают свои идеи организации науки. Подразумевается, что так вуз высматривает толковые управленческие кадры.

– У нас целый ряд институтов университета возглавляют молодые люди 31 – 32 лет, – комментирует ректор Андрей Рудской. – Снизился средний возраст заведующих кафедрами до 45 лет – за счет того, что мы привлекли молодых.

Михаил Ковальчук, директор НИЦ «Курчатовский институт», уверяет, что исчезновение налаженного в советское время принципа кадрового резерва только кажущееся: кадры подрастают – проблема в другом:

– Сегодня наша деятельность «по омоложению» отчасти напоминает вытаскивание кота в мешке, тех, кто к этому не готов, – говорит Михаил Ковальчук. – В Курчатовском мы, например, целенаправленно готовим кадровый резерв, последние лет пять активно «омолаживаем» научную часть. Это связано и с тем, что есть вузовский приток, можно присматривать людей издалека и заранее, формировать длинную «скамейку запасных».

Ковальчук считает, что управленец должен выстроить такую систему в учреждении (в нашем случае – научно-образовательном), чтобы личность директора, ректора если и была важна, то не критично, – система работала бы сама.

...Заинтриговало обсуждение мировых рейтингов научно-образовательных учреждений. Политехнический попал в важный ранжир университетов Times Higher Education; в нем Политех среди российских вузов вообще вышел на второе место после МГУ. И, разумеется, это победа: академик Владислав Панченко уверен, что «Политехнический – несомненный лидер в современном инженерном образовании», в особенности потому, что в короткий срок организовал центр аддитивных технологий: эти технологии, кратно ускоряющие НИОКР, входящие в перечень критических в России – то есть их развитие принципиально важно.

Между тем наблюдательный совет Политехнического возглавляет человек, скептически относящийся к заморским рейтингам. Михаил Ковальчук. Правда, Михаил Валентинович признает, что российская наука, организация которой сейчас находится на переходном этапе (в отличие от западной, устоявшейся десятилетия и столетия назад), может пока применять «западную» наукометрию – считать публикации в важных журналах и т. п.; однако полагает, что пора «понимать, почему та или иная вещь нам навязывается», чтобы опять же не брать кота в мешке:

– Мы живем в сверхконкурентной среде, борьба идет не за ресурсы, а за головы, потому что интеллект правит миром. Американцы хорошо уяснили: если в России плохо – к ним приезжают Зворыкин (и делает телевидение), Сикорский (и делает вертолеты); плохо в Германии – приезжает Эйнштейн... Поэтому они и создают систему так, чтобы наука всюду была открыта, опубликована, понятна. Не надо даже тратиться на разведывательную деятельность.

Замминистра образования и науки РФ Александр Повалко отметил: «История с рейтингами не про рейтинги». Чиновник имел в виду программу «5-100», согласно которой государство выделяет дополнительное финансирование вузам на развитие, рассчитывая, что минимум пять из них войдут в топ-100 мирового рейтинга:

– В указе президента о программе «5-100» рейтинг упоминается только как измеритель. Название указа содержит совершенно другие слова: это проект «повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Этот проект о том, как сюда везти людей. Стать привлекательным местом работы, учебы и научной деятельности.

Ректор Рудской, приняв поздравления «с рейтингом», компромиссно подытожил:

– На сегодня одна из задач наших вузов – войти полноправным членом во всемирную образовательную систему, и, чтобы получить международное признание, мы должны соответствовать принятым правилам. Наши публикации в международных научных журналах имеют двуединую задачу: чтобы нас узнали и чтобы узнали, на каком уровне мы работаем. Но уже давно назрела необходимость в создании отечественной рейтинговой системы, и над этим уже начали работать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5604) от 11.12.2015.


Комментарии