Найти затерянное

На внешних островах Финского залива началась первая совместная экспедиция Русского географического общества, Минобороны и Поискового движения России. Помимо научной части намечена эвакуация военной техники времен Великой Отечественной. Для самого РГО это уже не первый сезон на внешних островах.

Найти затерянное | ФОТО Андрея СТРЕЛЬНИКОВА из альбома «Затерянные миры Балтики»

ФОТО Андрея СТРЕЛЬНИКОВА из альбома «Затерянные миры Балтики»

– 70 лет мы толком ничего об этих островах не знали, – рассказывал в штаб-квартире Русского географического общества Артем Хуторской, руководитель экспедиции. – Конечно, проводились научные экспедиции, работали орнитологи, географы. Но зайдите в Интернет, наберите «Внешние острова Финского залива», и практически вся информация – это материалы нашей экспедиции либо узкопрофессиональные научные статьи.

В Интернете и вправду скупо: группа небольших островов в центре восточной части Финского залива. Издавна – важнейшее стратегическое значение. По Ништадтскому миру в 1721 году отошли от Швеции России; в 1920 – 1940-х островами владела Финляндия; по итогам «зимней» войны отданы Советскому Союзу. В годы Великой Отечественной острова отбивали Финляндия вместе с Германией. В 1947-м закреплены за РСФСР. Сейчас – в составе Кингисеппского и Выборгского районов Ленобласти.

Вице-президент РГО Кирилл Чистяков вообще называет их Terra Incognita и по «непознанности» сравнивает с малообитаемыми территориями северо-востока Сибири. Хотя они всего-то в 200 км к западу от Петербурга. Названия большинства островов роднее прежним хозяевам, чем нынешним: Гогланд, Родшер, Большой Тютерс, Малый Тютерс, Нерва, Сескар, Соммерс...

– Конечно, все слышали о Гогланде, о Гогландском сражении (во время Русско-шведской войны 1788 – 1790 гг. – Ред.), – рассказывает Артем Хуторской. – Но я, сам член географического общества, не представлял себе, что там еще 13 островов, уникальных по своему строению, природе, археологическим артефактам.

Экспедицию, впрочем, все равно назвали по самому известному из группы островов – «Гогланд».

Началось все с идеи Ленинградского областного отделения РГО (отделение молодое, создано в 2010 году): исследовать нынешнее состояние островов. Осенью 2013 года отправились в разведку, посетили несколько островов. Военные предупреждали: на Большой Тютерс лучше не высаживаться без инженерно-саперного сопровождения. Нет, высадились: было оправдание – от шторма спасались.

В Минобороны и РГО обсудили результаты разведки – и «признали целесообразным продолжать исследования». Помогла Федеральная сетевая компания единой энергетической системы – и весной 2014 года состоялась большая экспедиция на все 14 островов.

– Нам удалось даже измерить гигантский Малый Соммерс, – без тени шутки сообщает Хуторской. – Примерно 15 на 50 метров. Это была одна из самых сложных высадок, камни скользкие.

Член экспедиции Андрей Стрельников создал фотоальбом «Затерянные миры Балтики» (издан на рус-

ском, английском и финском). Перечисляет: на Сескаре – построенный в 1858-м первый чугунный маяк в России; там рай для орнитологов. На острове Мощный многое напоминает о финском населении; и это самая западная точка обороны нашего флота во время Великой Отечественной войны. Нерва – необитаемый, но не абсолютно: на скалах – петроглифы. Соммерс и сам-то похож на осколок артиллерийского снаряда; в 1941 году советский десант пытался взять остров – попытка провалилась: по некоторым данным, за этот островок (950 м на 400 м) погибли более 350 наших воинов. РГО установило мемориальный знак... Гогланд – самый крупный, множество исторических памятников. «Там мы познакомились с представителями очень редкой профессии, маячниками. Мы, жители городов, всегда подстрахованы, а там ты несешь ответственность за каждый свой поступок: плохо подготовился к зиме – зиму не переживешь. Эти люди достойно несут свою службу». Недостижимая раньше для любителей военной истории земля – Большой Тютерс: сохранилась система обороны немецких войск. Острова Виргины: в 1838 году один из основателей Русского географического общества фон Бэр спасался там от непогоды и впервые описал выложенный галькой лабиринт. «До сих пор специалисты спорят, кто его построил. Надеюсь, мы найдем ответ». Родшер, самая западная точка России (не считая Калининградской области), – необитаемый, с маяком времен императорской России; неподалеку – севший на мель в 2008 году теплоход.

– Мы задались вопросом: почему эти уникальные объекты не являются особо охраняемой природной территорией? – продолжает Артем Хуторской. – Стали изучать материалы. Выясняется: вопрос о создании Ингерманландского заповедника поднимался уже неоднократно. Но не решен до сих пор.

Сейчас, утверждает, в Минприроды обсуждается уже не просто возможность создания заповедника, а «механизм реализации этой идеи». Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поддерживает: «хорошие перспективы, большой фронт работ». Поисковое движение России обозначило свой «фронт»: поиск незахороненных останков советских солдат.

На протяжении двух лет на Гогланде работает археологический студенческий лагерь. В этом году присоединятся молодые геологи. Создается сайт об островах, научно-популярный. В планах – студенческие добровольческие отряды: очистить острова от военного и бытового мусора. «Чтобы за будущий заповедник было не стыдно», – говорят участники экспедиции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5460) от 19.05.2015.


Комментарии