Наводим мост в Крым

В основание Керченского моста, который призван соединить материковую Россию с Крымом, недавно вбили тысячную сваю. Активное участие в строительстве переправы принимают подрядные организации из Петербурга. Да и основной ее проект был разработан питерскими специалистами.

Наводим мост в Крым | Иллюстрация microvwector/shutterstock.com

Иллюстрация microvwector/shutterstock.com

Чертежи готовил институт «Гипростроймост – Санкт-Петербург». В информационном центре «Крымский мост» «СПб ведомостям» рассказали, что эту организацию выбрали как одну из ведущих в России в сфере проектирования мостов и транспортных сооружений. «Гипростроймост» привлек к работе над проектом свыше 30 подрядных организаций.

Среди них есть и вузы, например, Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский политехнический университет. Крыловский научный центр выполнял экспериментальные исследования ветровых нагрузок на конструкции моста. Здесь же проверялась надежность будущего фундамента. Специально для этого были изготовлены модели опор. Они прошли испытания на прочность в условиях сильного ледохода в экспериментальном бассейне с движущимися ледяными полями и торосами. Полученные результаты использовались при разработке проектной документации.

Как пояснил глава Росавтодора Роман Старовойт, изначально рассматривалось около 70 вариантов переправы между Крымом и Краснодарским краем, включая тоннели. В итоге было решено строить два параллельных моста – автомобильный и железнодорожный. Они расположатся примерно посередине Керченского пролива и пройдут через остров Тузла. Это не самый короткий маршрут, но, по мнению проектировщиков, наиболее разумный. Длина перехода – 19 километров. Он будет состоять из пролетов в среднем по 64 метра, длина же судоходного пролета (у каждого из двух мостов) достигнет 227 метров.

В России столь протяженных мостов еще не строили. Проект представляет интерес, если оценивать его и по мировым меркам. Напомним, что самым длинным в мире сегодня считается построенный в 2011 году Циндаосский мост в Китае, длина которого составляет 42,5 километра.

Грандиозные масштабы будущей переправы в Крым сочетаются с не менее значительными сложностями. На стадии подготовки к строительству обследование территории на взрывоопасные предметы вели специалисты петербургского Инженерно-технического центра специальных работ и экспертиз. На суше и в акватории (более 600 га) обнаружено и обезврежено более 700 взрывоопасных предметов, включая 14 фугасных авиабомб.

Стройку зачастую приходится вести в непогоду («неблагоприятный период» составляет 4,5 – 5 месяцев в году). Здесь нередки штормы. Непросто было решать и экологические вопросы. Так, ради заботы о природе вместо дамбы на косе Тузла решили построить более дорогую эстакаду.

Но самой большой проблемой, конечно, стала геологическая обстановка. Слабые грунты в Керченском проливе залегают на глубине до 80 метров. Чтобы надежно закрепить переправу, приходится использовать огромные сваи. Самую длинную из них (на момент подготовки материала) гидромолот забил на 91 метр. Всего же предусмотрено погружение почти 7500 свай. Из них уже устроено 607, а еще 112 находятся в работе. Из-за большой глубины, а также опасности землетрясений часть свай погружают с наклоном.

Стройка в Керченском проливе разбита на восемь участков, и работы идут на всех одновременно. Было построено более 40 километров временных дорог. Так, в октябре к острову Тузла со стороны Таманского полуострова подвели временный мост. А сейчас возводят еще две временные переправы. На сегодня к стройке доставлено более 5 миллионов тонн песка, гравия и других необходимых грузов. Их складируют на Таманском берегу.

«Гипростроймост – Санкт-Петербург» продолжает работу над рабочей документацией проекта. Техническое сопровождение и авторский надзор проектировщики будут вести до окончания строительства.

Участвовать в возведении моста через Керченский пролив приехали из Петербурга и крупные подрядчики, например «Карст». Еще одна компания из северной столицы – «Мостоотряд # 75». На счету этой организации, работающей с 1944 года, строительство и восстановление искусственных сооружений на Беломорско-Балтийском канале, на Кировской и Октябрьской железных дорогах, в Республике Карелия, Мурманской, Ленинградской и Новгородской областях, на полуострове Ямал.

В итоге – ценой больших денег и больших усилий – должна получиться полноценная магистраль, автомобильная и железнодорожная. На мосту для машин будет четыре полосы (по две в каждую сторону). Расчетная скорость движения составит 120 километров в час, притом что переход будет довольно сильно загружен.

Ожидается, что в 2018 году через переправу будет проезжать более 11 тысяч автомобилей в сутки, а в 2034-м – свыше 25 тысяч. Для сравнения: Дворцовый мост в Петербурге пересекает более 4 тысяч автомобилей в сутки, а Большой Обуховский (в народе его называют вантовым) – более 100 тысяч.

Двухпутная железная дорога будет способна перевозить пассажиров со скоростью 120 километров в час. Товарняки пойдут по ней со скоростью 90 км в час.

По словам Романа Старовойта, этим летом поучаствовать в строительстве моста смогут и студенты, которые изъявят такое желание. Кроме того, их помощь была бы полезна при возведении подхода к переправе со стороны Краснодарского края (речь идет примерно о 40 километрах дороги). «Мы с удовольствием использовали бы силы студенческих отрядов. И охотно делились бы опытом и демонстрировали те идеи и инженерные решения, которые там используются», – сказал глава Росавтодора.

В Петербурге инициативу проявили в Балтийском государственном техническом университете (Военмехе). Старовойт пообещал, что предложение этого вуза будет рассмотрено. Кроме того, уже известно, что в нынешнем году на стройку поедут студенты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.

Для молодежи обещают создать комфортные условия. Уже построено два городка общей вместимостью 6,5 тысячи человек. Он состоит из двухэтажных зданий с необходимой инфраструктурой. Предусмотрено несколько столовых и прачечных.

Организатором работ и заказчиком строительства транспортного перехода официально выступает структура Росавтодора – ФКУ «Упрдор «Тамань». Генеральным подрядчиком – «Стройгазмонтаж». Мост должны ввести в эксплуатацию к концу 2018 года. Как ожидается, проезд по нему будет бесплатным. «Пока правительством нашей страны решение об использовании этого объекта на платной основе не принято. И мы надеемся, что такого не будет», – добавил Старовойт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5717) от 07.06.2016.


Комментарии