Наступление на пустыню
Спросите у тех, кто бывал в Израиле, что больше всего удивило их в путешествии по Земле обетованной, - и вы с высокой долей вероятности услышите: леса. И это в стране, две трети территории которой занимают пустыни! Когда ты видишь лесные массивы, выросшие на голых горных склонах и на краю безжизненного пространства, где были только камни и пески, ощущения и в самом деле особые. Это единственная страна на планете, где на протяжении прошлого века пространства лесов не только не сократились, но и заметно выросли. А находится львиная доля такого лесного богатства в ведении Еврейского национального фонда (Керен Каемет ле-Исраэль), одной из ведущих в мире экологических организаций. Без поддержки ЕНФ-ККЛ сегодня невозможно представить также развитие водных ресурсов и сельского хозяйства Израиля. Недавно фонду исполнилось 115 лет, и он пригласил по этому случаю в пресс-тур группу журналистов из разных стран.
Сто тысяч перелетных журавлей ежегодно останавливаются в Хуле на «дозаправку».
ФОТО АВТОРА
Интифада огня
В один из дней нашей короткой поездки мы отправились в Хайфу. Здесь в ноябре прошлого года случились страшные лесные пожары. Пострадали 600 домов, более 60 тысяч человек эвакуировали из районов города, охваченных огнем. Пожары (а они были не только в Хайфе, но и в нескольких других регионах) уничтожили 4,5 тыс. гектаров леса. Для маленькой страны - сильнейший удар. Тем более что к лесу у израильтян особое, если не сказать трепетное, отношение. Дерево - символ жизни на этой земле, ее обретения. Именно с посадки лесов началось в начале ХХ века возвращение евреев на Землю обетованную. Созданный в 1901 году ЕНФ-ККЛ стал скупать для этого земли. Деньги собирали всем миром, и эти земли - святое до сих пор условие - считаются народной собственностью. Но прежде чем появлялись первые поселенцы, высаживали леса. И не только для того, чтобы отбить наступление пустыни: иначе землю, по законам Османской империи, могли отобрать, поскольку ее требовалось обрабатывать.
Вместе со специалистом по лесному хозяйству Яковом Коэном мы стоим на одной из смотровых площадок горного кряжа Кармель. Отсюда хорошо видны следы ноябрьских пожаров: обуглившиеся стволы сосен, покрытые пеплом холмы, почерневшие от копоти и нагара фасады домов... К счастью, на этот раз благодаря безупречным действиям спасателей обошлось без жертв (во время пожаров шестилетней давности в той же Хайфе погибли 44 человека).
- У нас очень короткий период дождей, засуха может быть по месяцу, - рассказывает Яков. - Плюс жара, влажность всего 10 процентов. Как только с Аравийского полуострова начинают дуть сильные сухие ветра, ситуация становится тревожной. Хорошо, что после пожаров 2010-го была восстановлена эскадрилья пожарной авиации. Но и ее на этот раз не хватило, пришлось просить помощь за границей. Свои самолеты прислали 13 стран, в том числе два - Россия.
Удар оказался страшным и потому, что многие пожары возникли в результате поджогов. Спланированных, дерзких. Более 40 поджигателей - в основном израильских арабов - были пойманы по горячим следам. Такая вот «интифада огня».
- Но мы и эти пожары выдержим, - сказал на встрече с нашей журналистской группой председатель ЕНФ-ККЛ Даниэль Атар. - Будем сажать деревья с любовью в сердце. В 2017-м - в том числе во время празднования Ту би-Шват - Нового года деревьев, который продлится до середины февраля и в котором примут участие свыше 500 тысяч человек, - в Израиле будет посажено более полумиллиона деревьев. Ну а всего фондом высажено уже 250 миллионов: сосен, эвкалиптов, кедров, кипарисов...
Кстати, в Израиле, чтобы посадить дерево, вовсе не обязательно подгадывать это желание под Ту би-Шват. Едешь на машине мимо многочисленных лесных делянок - остановись, купи за небольшие деньги саженец (в придачу к нему выдают и именной сертификат), посади его и следуй по своим делам дальше. Мы так, собственно, и поступили, проезжая по Нижней Галилее. Только что платить не пришлось - как-никак гости.
Над Хулой летят журавли
А двигались мы дальше на северо-восток страны, в долину Хула, где находится и одноименное озеро. Эта долина со всех сторон окружена горными массивами. С запада ее закрывают горы Верхней Галилеи, с востока - Голанские высоты, с севера - Хермон, самая высокая вершина в стране, с юга - горы Хоразим. Глядя на такой утопающий в зелени райский уголок, сложно даже представить, что в начале прошлого века это было гиблое место. Сплошные - в сотни квадратных километров - торфяные болота. Малярийная мошкара буквально косила первых переселенцев. Вот почему в 1950-х годах ЕНФ-ККЛ провел за шесть лет самую масштабную мелиоративную акцию в стране - осушение долины Хула. 60 тысяч дунамов земли (один дунам - 0,1 гектара) были превращены в сельхозугодья.
Но все оказалось не так просто. Торфяники, лишенные воды, стали постоянно гореть, а остальные земли через какое-то время истощились, поэтому пришлось добавлять в них удобрения. И вот тут возникла угроза пострашнее: химикалии начали проникать в грунтовые воды и в расположенное в 20 километрах от долины озеро Кинерет. Здесь уже, понятно, не до урожая - речь шла о главном источнике пресной воды в Израиле. И спустя 40 лет более тысячи дунамов снова было затоплено. Весной 1994-го открыли плотину, сдерживавшую воды основного притока Кинерета - Иордана (эта река вливала раньше в озеро Хула 75% поступавшей в него воды), и они потекли по своему прежнему руслу. Теперь вода фильтруется и стекает в Кинерет очищенная. Чтобы поддерживать ее уровень в долине, пришлось построить целую систему шлюзов.
Вернулась вода в осушенное озеро Хула, тростниковые болотца вокруг него - вернулись и перелетные птицы...
Когда мы подъехали к долине, взоры наши невольно устремились вверх: над Хулой летали огромные стаи белых журавлей. Их крики сливались в одну громкую песню, разносящуюся окрест. 30 тысяч журавлей (это самая «семейная» птица) остаются здесь на зимовку. И не только они - более 200 видов птиц залетают сюда с ноября по февраль «заправиться» на пути из Европы в Африку. Пеликаны, цапли, бакланы, чайки... Сегодня долина Хула занимает второе место в мире после озер Панамского канала по количеству останавливающихся на отдых перелетных птиц.
Чтобы не спугнуть «небесных странников», собирающихся ближе к вечеру на ночлег у озера, подъезжаем к ним на необычном транспорте - тракторе с прицепленным вагончиком.
- К такому транспорту они привыкли: на тракторах им ежедневно привозят корм, чтобы птицы не пожрали поля местных фермеров, - пояснил главный орнитолог ЕНФ-ККЛ Ярон Чарка. - За сезон над долиной Хула пролетают более 600 миллионов перелетных птиц - представьте, что было бы с этими полями!..
Кругом полно туристов. Особенно китайских. Приезжают в долину Хула целыми семьями. Теперь это заповедник международного значения - ежегодно его посещают более 400 тыс. туристов. Теперь их число хотят увеличить до миллиона.
Лес «Россия» в Негеве
- Ну а сегодня вы увидите наши агрочудеса, - сказали в последний день тура организаторы. - Едем на юг, в Негев.
Расстояния в Израиле, по нашим меркам, смешные: через пару с небольшим часов мы уже добрались из Тель-Авива до научно-исследовательской сельскохозяйственной станции «Бсор», расположенной в прилегающем вплотную к сектору Газа районе Шаар а-Негев. Это самая южная из восьми подобных станций в стране. И самая «продвинутая», как уточнил сопровождавший нас в этой поездке Игаль Ясинов, генеральный директор «ККЛ-Евразия» (одно из подразделений фонда, отвечающее в том числе и за сотрудничество с Россией). Здесь по заказам крупных агрокомпаний отрабатываются технологии, которые потом передаются простым фермерам по всей стране. Бесплатно.
- Благодаря в том числе и этим разработкам пустыня Негев оказалась не бесплодной, - говорит Ясинов, показывая нам теплицы, где выращивают новые сорта помидоров, кабачков, перцев, клубники, цветов. - Специалисты смогли умело использовать особенности климата и почвы нашего юга. Вот, смотрите, здесь даже ананасы растут...
И в самом деле - растут. Причем оказалось, что это очень неприхотливая культура. Технология полива продумана так, что люди нужны лишь при посадке и сборе урожая. Все остальное сделает компьютер.
А в расположенной по соседству теплице «летает» клубника. Выращивают ее необычным способом - поднимая на полтора метра над землей. Оказывается, это очень удобно для ухода за клубникой и сбора ягод. Ну а чтобы продукция была экологически чистой, здесь начисто отказались от ядохимикатов и используют биозащиту. Вот почему за рубежом у израильтян покупают не только технологии, но и специально выращенных в лабораториях насекомых - естественных врагов вредителей.
- А с водой для полива полей у местных фермеров теперь не возникает проблем? - спрашиваю Игаля Ясинова.
- Нет, этот дефицит уже в прошлом, - уверенно сказал он. - У нас очищается 80 процентов сточных вод (лучший показатель в мире. - С. М.), которые как раз и идут на полив сельскохозяйственных культур.
На обратном пути нам показали находящийся неподалеку в Северном Негеве лес «Россия». Ну как не быть такому лесу в стране, где «на четверть бывший наш народ». И символично, что именно здесь не так давно выросла роща Высоцкого. Каждый год 25 января, в день рождения поэта (а он по-прежнему очень популярен в Израиле), тут теперь уже собираются его поклонники. Эвкалипты и сосны, с каждым годом набирающие рост, огородили этот лес от пустыни. И наступление на нее продолжается.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.
Комментарии