Настоящие смоленские жемчужины

Путешествие – всегда неожиданность. Особенно если это путешествие дилетантов. Здесь я имею в виду людей, которые, как мы, не отягощают себя предварительным составлением маршрута и изучением расположенных на нем достопримечательностей.

Настоящие смоленские жемчужины | «Высокое». Конный двор. ФОТО АВТОРА

«Высокое». Конный двор. ФОТО АВТОРА

Поставив себе цель – добраться до грибоедовской усадьбы «Хмелита», мы особо не заботились о том, что может встретиться нам по дороге, зная по опыту: что-нибудь да встретится. Между тем карта сулила нам в нескольких километрах от трассы Зубцов – Вязьма (восток Смоленской губернии) сразу две усадьбы XVIII века – «Александрино» и «Высокое». Интересный архитектурный памятник был и в селе Торбеево, где начиналась дорога к усадьбам.

Церковь в Торбееве относится к постройкам ротондального типа, т. е. имеющим план в виде окружности и перекрытым куполом. Не то чтобы ротонды были редки в русской архитектуре. Нет, их у нас немало. Но они всегда примечательны. Торбеевская ротонда сильно разрушена, но и по остаткам видно, что это был неординарный памятник.

Ближайшее к Торбееву «Александрино» князей Лобановых-Ростовских миновать невозможно. Дорога к усадьбе обсажена дубами, не обветшавшими и не утратившими мощи, несмотря на невзгоды. Эти величественные живые пропилеи вели к богатой усадьбе с огромным парком. Большой двухэтажный каменный дом окружен флигелями и службами. Они сейчас заброшены. Видно, что запустение это сравнительно недавнее. Еще до перестройки здесь был благополучный дом отдыха.

Только такие крайне беспечные путешественники, как мы, могли ничего не знать о «Высоком» – одной из жемчужин в ожерелье знаменитых усадеб старой России, родовой вотчине богатейшего графского семейства Шереметевых, обновленной и обустроенной в 1860-е годы знаменитым архитектором Николаем Бенуа.

Попадая в «Высокое», ощущаешь себя в царстве Мертвой царевны. Целый городок разнообразных и разновеликих зданий стильной столичной архитектуры погружен в сонное оцепенение. Признаки жизни проступают на стенах домов выцветшими табличками: «Амбулатория», «Дом культуры», «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Неспешным шагом обходим мы усадьбу. В дальнем ее конце – церковь и господский дом. Они стоят на вершине холма у крутого склона к реке Вазузе. Великолепные дали открывались перед взором хозяев и гостей усадьбы. Удивительно, что расцвет этих «дворянских гнезд» пришелся на те времена, когда дорога от Москвы занимала несколько суток, не было ни телевидения, ни радио, газеты приходили через несколько дней. Но полноценная культурная созидательная жизнь как-то обходилась без этого. Не было ощущения глуши.

В 1867 году, приступая к реконструкции «Высокого», графиня А. Г. Шереметева пожелала, чтобы храм здесь напоминал знаменитую Троицкую церковь в московской шереметевской усадьбе «Останкино». Н. Бенуа, художник с острым чувством стиля, сумел создать произведение, не копирующее образец, но тонко обыгрывающее характер архитектуры русского узорочья XVII века, с полнотой проявившийся в останкинском шедевре. В старом описании церкви в «Высоком» среди художественных отделок упоминаются цветные расписные оконные стекла в русском стиле, изготовленные в Мюнхене. Куранты на колокольне играли мелодию молитвы, специально избранную графом Д. Н. Шереметевым и переложенную для колоколов М. А. Балакиревым.

Усадебный дом велик, но дворцом его не назовешь. Он построен по принципу свободной компоновки объемов, расположение которых обусловлено удобством внутренней планировки. Целостного впечатления архитектура дома не производит. Правда, и обозреть его в целом невозможно – мешает растительность. Со стороны церкви привлекает выразительный объем эркера, в котором располагался кабинет графа. Стену эркера украшает ниша в чудесном ренессансном лепном обрамлении.

Огромное каре конного двора производит едва ли не большее впечатление, чем господский дом. Конюшни решены в нарядных формах русской архитектуры XVII столетия. Красивый цветовой контраст зелени парка дают красные кирпичные стены здания с белыми наличниками и деталями. В двухэтажном «тереме» на одной из сторон каре помещался «выводной зал», в котором демонстрировали породистых лошадей. За ним возвышается большой пологий купол круглого манежа. На проектных чертежах Бенуа видны интересные деревянные конструкции этих помещений. В выводном зале они не в «русском» стиле здания, а готические, как в известных петергофских конюшнях.

Несколько хозяйственных зданий в «Высоком» построены Бенуа в характерном для него варианте готического стиля, вдохновленного английскими образцами и известного петербуржцам по работам архитектора в Петергофе. Особенно выразительно здание птичника – маленького «замка» с высокой романтической башней. Замечательно смотрится он на берегу пруда. Сохранилось в «Высоком» немало других интересных построек. Знатоки усадебной старины предполагают даже, что одно из деревянных зданий – не что иное, как старинный шереметевский дом конца XVIII столетия.

В большом трехэтажном здании, изначально служившем для просветительских нужд, размещается сельскохозяйственный техникум. От этого учебного заведения зависит сейчас судьба «Высокого». По сторонам входа в здание стоят белокаменные шереметевские львы, ожидающие времени, когда они смогут вернуться на въездные ворота обновленной усадьбы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии