Только на сайте

Настольный бум

В последнее время словосочетание «настольные игры» возвращается в повседневный обиход. Собраться семьей, компанией друзей или даже незнакомцев, чтобы сразиться в «Монополию», не только модная, но и недорогая разновидность досуга: издатели игр отмечают рост продаж в кризис.

Настольный бум | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Лишний повод выпить
пару чашек чая

Всего десять лед назад российский рынок настольных игр находился в зачаточном состоянии. Сегодня полки магазинов пестрят «настолками» на любой вкус, во многих кафе можно попросить игру в ожидании заказа и даже в библиотеках открываются игротеки.

Еще один популярный формат – игровой клуб. Как правило, такие клубы держатся на нескольких энтузиастах, которые с помощью социальных сетей собирают горожан, готовых провести вечер за настольными развлечениями. Встречи могут быть как платными, так и бесплатными, проходить в тайм-кафе, игротеках или в формате квартирников и объединять людей разных профессий и возрастов.

– Большинство встреч в крупных городах проводят для привлечения тусовочной молодежи. Там и игры соответственные, многие из которых мы помним с детства без всяких коробок. Крокодил, например, – рассказывает коллекционер игр Вячеслав Юмин. – Часть игротек и крупные конвенты собирают увлеченных настольщиков, которые предпочитают ходить в клуб, где все свои. В Питере это «Книги и Кофе», клуб военных игр в библиотеке Маяковского и клуб семейных игр в другом филиале этой же библиотеки.

А вот чемпионаты среди любителей «настолок» не слишком распространены: похоже, в этом случае участие важнее победы. Тем менее в Петербурге есть специализированное тайм-кафе Playloft GaGa, которое периодически устраивает турниры по настольным играм.

– Для меня это хобби: покупка, обсуждение, сама игра, выставки, тематические новости… Это целый пласт культуры, который привлекает в основном не детей пубертатного периода (как компьютерные игры), а взрослых состоявшихся людей – от студентов до бабушек и дедушек, – объясняет Вячеслав. – Крупные сайты настольного рунета проводили опрос и определили среднестатистического настольщика как семейного мужчину 30 лет с детьми.


Сила воображения

Ассортимент настольных игр исчисляется сотнями наименований. Большинство из них всего лишь переводные версии зарубежных бестселлеров. К таким можно отнести «Уно» – коммерческий вариант «чешского дурака», в котором задача игроков избавиться от карт и по возможности помешать соперникам. В начале 1970-х игру придумал и запатентовал американский парикмахер, на сегодняшний день в мире продано больше 200 млн экземпляров.

Однако не все отечественные издатели довольствуются адаптацией англоязычных версий – так появляются наши аналоги мировых хитов. Пожалуй, самый успешный среди них «Имаджинариум», сделанный по образу и подобию игры «Диксит», лидера продаж многих магазинов. Обе игры полюбились за красивые и необычные картинки, на основе которых нужно придумывать ассоциации.

И, наконец, встречаются полностью российские ноу-хау: проект «Правильные игры» выпускает научно-популярные «настолки». Например, флагман серии игра «Эволюция» основана на одноименной теории развития жизни на Земле. Эта игра, как и многие другие, уже успела обрасти дополнительными наборами карт: с ними «настолка» влезает далеко не на всякий стол.

В целом настольные игры можно разделить на два основных жанра: для веселой компании (такие игры легко освоить, к тому же они не занимают много времени) и для настоящих ценителей – стратегии с большим количеством элементов и правилами, растянувшимися на десятки страниц.


Продавать общение

На российском рынке есть несколько гигантов, которые продают игры по всей стране и имеют развитую сеть магазинов. Но у гигантов всегда находятся локальные конкуренты. Например, чуть больше года назад трое петербуржцев открыли интернет-магазин Carton Lab, а совсем недавно у него появилась первая офлайн-витрина. Начиналось все с общего увлечения друзей:

– Я и мои соучредители – дружная команда еще со школьных времен. К тому же вокруг нас довольно большое сообщество друзей, которые увлекаются настольными играми с тех пор, когда они только появились в России, – рассказывает Павел Белов, один из совладельцев магазина.

Сейчас в Carton Lab представлены около 250 игр. Все они локализованные, то есть от российских издателей и на русском языке.

– Планы у нас большие. Надо открывать физические магазины, в идеале у каждой станции метро иметь свою точку. Пока, к сожалению, невозможен самовывоз в день заказа. А ведь хочется как можно скорее получить покупку. На этот случай есть доставка, но не всем она по карману, – объясняет Антон Луканов, еще один совладелец. – Магазин многое упрощает. Это одно из направлений. Плюс, естественно, расширение ассортимента.

Кроме магазина Carton Lab обзавелся собственной игротекой, где любой петербуржец может поиграть совершенно бесплатно и купить понравившуюся игру.

– Нашего среднего покупателя трудно определить. Есть разные заинтересованные группы, – говорит третий совладелец магазина Александр Михайлов. – Это могут быть родители с детьми, так называемые гики, которым интересны стратегии, а у кого-то, может, вечеринка намечается, хочется развлечь гостей. В общем, игры бывают очень разные.

Своей любимой все трое называют сложную стратегию по мотивам сериала «Игра престолов», одна партия в которую может растянуться на четыре-пять часов. И если вам кажется, что это слишком долго, то настоящих ценителей беспокоит лишь то, что нечасто выдается свободный вечер.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (5457) от 14.05.2015.


Комментарии