Нарушителей выдадут «пальчики»

Количество преступлений, совершенных в Петербурге иностранными гражданами в 2016 году, по данным городских властей, снизилось на 9% в сравнении с годом предыдущим. И эту неожиданно позитивную тенденцию не объяснишь одним лишь сокращением числа приезжих. Ведь в 2015-м, когда приток мигрантов впервые заметно упал, уровень преступности в их среде сохранял тенденцию последних лет к существенному росту. Число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2015 году, достигло 3,5 тыс. (6,2% от общего числа зарегистрированных в городе), превысив показатели 2014-го на 17,6%. Петербург тогда занял четвертое место среди регионов России по этому показателю в пересчете на душу населения.

Нарушителей выдадут «пальчики» | Дактилоскопическую идентификацию в зоне иммиграционного контроля в «Пулково» ежегодно проходят более 50 тыс. иностранцев.<br>ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Дактилоскопическую идентификацию в зоне иммиграционного контроля в «Пулково» ежегодно проходят более 50 тыс. иностранцев.
ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

- Высокий уровень преступности среди мигрантов - миф, и весьма вредный, - тем не менее уверен профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России Сергей Андрейцо. - В процентном отношении для иностранцев характерен, напротив, более низкий уровень преступлений, чем среди граждан РФ.

Действительно, даже высокие показатели 2015 года - это всего лишь 6,2% всех преступлений, а совершены они иностранцами, составляющими как минимум 10% населения города. К тому же с 2015 года самым распространенным правонарушением среди мигрантов (почти треть от всех совершенных ими) является подделка документов. Можно предположить, что усложнение и ужесточение миграционного законодательства вынуждает приезжих обращаться к недобросовестным посредникам. Значительно также увеличилась доля преступлений, предусмотренных статьями 290, 291 УК РФ («получение и дача взятки»), а вот доля тяжких в общей структуре преступности мигрантов, напротив, сократилась.

По мнению специалистов университета МВД, на профилактику «иностранных» правонарушений положительно повлияла работа зоны иммиграционного контроля в «Пулково». Дактилоскопическую идентификацию здесь проходят более 50 тыс. иностранцев ежегодно. Этот эффективный «миграционный фильтр» только в 2015-м выявил 225 граждан, пытавшихся въехать по документам с измененными установочными данными, которым ранее въезд в РФ был закрыт. В 2016-м он был закрыт еще более 24,2 тыс. иностранцев-нарушителей, 5,3 тыс. были выдворены, две сотни депортированы.

Мигранты в Петербурге нередко сами являются объектами преступных посягательств. И никого не должна обманывать сверхскромная статистика, насчитывающая таких фактов всего по 700 - 800 в год. Специалисты указывают на высокую латентность преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан. Это подтверждают и сотрудники петербургского отделения Красного Креста, поток обращений в который в несколько десятков раз превышает число обращений во все остальные органы государственной власти федерального и регионального уровней. Косвенной иллюстрацией тому может служить и статистика из офиса уполномоченного по правам человека: из 2 тысяч обращений, поступивших за год к омбудсмену, всего около полусотни были от иностранных граждан (хотя, напомним, численное соотношение местного населения и мигрантов - один к 10).

- Мы о большинстве преступлений против мигрантов, как правило, не узнаем никогда, поскольку жертвы не обращаются за защитой ни в полицию, ни в органы власти, опасаясь мер административного принуждения, - говорит Сергей Андрейцо. - Фиктивный миграционный учет, нелегальное трудоустройство и отсутствие доступа к социальным услугам негативно сказываются на правовом положении мигрантов и порождают множество проблем криминального и социального характера для всего нашего общества. В борьбе же с нелегальной миграцией основные усилия должны быть направлены на работодателя, а не на работников, на причину, а не на следствие.

Опросы, проведенные недавно среди иностранцев - граждан стран, входящих в ЕАЭС, подтвердили: трудовые мигранты склонны больше доверять собственным неформальным связям, чем посредническим общественным или государственным структурам. 99% опрошенных заявили, что рассчитывают на помощь друзей, родственников, знакомых и своих национальных диаспор, госорганы же «жалуют» лишь 2,3%, а о существовании своих посольств и консульств на новом месте жительства знают всего 6%...

Эти цифры не говорят, а просто кричат нам о том, как нужна приезжим активная правовая и информационная поддержка принимающей стороны.

- Нам следует признать отсутствие значимых улучшений в области аутсортинговой и аутстафферской деятельности, несмотря на запрет заемного труда, закрепленный федеральным законом № 116-ФЗ в 2014 году, - говорит профессор Андрейцо. - Необходимо усиливать противодействие такого вида занятости, возможно - разработать в регионе собственные критерии оценки работы посреднических организаций и их добровольную ак-кредитацию.

Абсолютное большинство иностранных граждан в Петербурге практически исключены из системы соцподдержки (например, в 2015-м ее получили около 600 мигрантов из полумиллиона поживающих в нашем городе). Проблема «узаконена» Социальным кодексом, который предусматривает предоставление таких услуг только лицам, имеющим временную или постоянную регистрацию в городе.

- В итоге мы не можем силами государственных социальных учреждений оказать помощь наиболее уязвимым категориям иностранных граждан - бездомным и недокументированным мигрантам, особенно женщинам и детям, - отмечает Сергей Андрейцо. - Мы считаем, что в комитете по социальной политике необходимо создать отдел социального сопровождения семей мигрантов с детьми, легально находящихся на территории России, для содействия в решении социальных, психологических и иных вопросов. Болезнь всегда легче предупредить, чем лечить...

Специалист также указывает на явный перекос в культурно-досуговую сторону в ущерб социальной, свойственный интеграционной деятельности в Петербурге:

- Проводимые мероприятия, как правило, носят «пилотный» характер, охватывая ничтожную часть живущих в городе мигрантов, - говорит Андрейцо. - Участие нескольких десятков или даже сотни иностранцев в организуемых для них праздниках или днях открытых дверей в сравнении с полумиллионной армией - согласитесь, это крохи... К тому же большинство проводимых для мигрантов мероприятий носит культурно-досуговый характер, а не экспертный, научный или образовательный, да и приходят на них в основном те, кого уже не надо интегрировать.

МЕЖДУ ТЕМ

Президент России Владимир Путин на декабрьском заседании Совета по межнациональным отношениям поручил правительству определить федеральный орган, «осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».

Кроме того, кабинету министров предстоит до 1 сентября 2017 года «разработать проект федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество». До 1 июня 2017 года кабмину поручено утвердить и профессиональный стандарт специалиста в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Завершить разработку госпрограммы по реализации государственной национальной политики, осуществление которой начнется с 2017 года, правительство должно было до 30 декабря 2016-го.

Эти задачи и жесткие сроки, установленные президентом, логически вытекают из прошлогодних реорганизаций - упразднения ФМС и создания управления по миграции в структуре МВД. Ведь очевидно, что обучением мигрантов русскому языку, основам нашей культуры, истории, интеграцией их в российское общество полиция заниматься не должна и не будет. Но и заново городить огород, создавая с нуля еще одну бюрократическую структуру вдобавок к существующим, тоже смысла нет. Кто же займется адаптацией иностранцев с этого года? По мнению некоторых экспертов, это будет Министерство труда и социальной защиты либо (что, на первый взгляд, логичнее) Федеральное агентство по делам национальностей. Однако ФАДН уже очень долгое время находится в стадии формирования и пока не проявило себя как эффективно работающая структура.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии