На «скорой» меняют порядки

С 1 июля изменен порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медпомощи. Минздрав услышал предложения специалистов из различных регионов и упразднил должность водителя-фельдшера, а также исключил «лишнее» оборудование из машин службы «03».

На «скорой» меняют порядки | Врачам в синих куртках «за романтику» надбавок не предусмотрено. Вот почему на «скорой» не хватает 20% специалистов. ФОТО Аретма ГЕОДОКЯНА/ТАСС

Врачам в синих куртках «за романтику» надбавок не предусмотрено. Вот почему на «скорой» не хватает 20% специалистов. ФОТО Аретма ГЕОДОКЯНА/ТАСС

Инициатива снизу

Напомним, что только за последние несколько лет «скорую» реформировали неоднократно. Ее то соединяли с неотложной, то разделяли. Особенно большой резонанс вызвал приказ Минздрава № 388-н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Согласно этому документу, ликвидации или перепрофилированию подлежала значительная часть специализированных бригад: помимо кардиологических чиновники Минздрава секвестрировали неврологические, токсикологические и бригады интенсивной терапии. Изменения коснулись и состава бригад. Упор был сделан на фельдшерский состав, причем от одного из двух фельдшеров еще требовалось вести машину. При этом медик-водитель должен был иметь среднее медицинское образование по специальности «фельдшер» плюс стаж работы водителем не менее трех лет. Неудивительно, что за все время действия этого приказа ни одного фельдшера-водителя в составе российской службы «скорой медицинской помощи» (СМП) так не появилось.

Но больше всего волнений у всех россиян вызвала неопределенность критериев, устанавливающих поводы для вызова «скорой помощи». По букве закона, она должна была выезжать к пациенту только при угрозе жизни. Но как ее может определить принимающий звонок диспетчер? И как объяснить каждому звонившему простую истину, что «скорая помощь» не лечит гипертонию или остеохондроз?

Действующий порядок просуществовал два года. Одним из толчков к созданию нового, как считают эксперты, стали результаты опроса населения о работе «скорой помощи», опубликованные «Общероссийским народным фронтом». Оказалось, что далеко не все довольны работой этой службы. В итоге в недрах Минздрава родился еще один документ – приказ # 33н «О внесении изменений в порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи».

В пути – 20 минут

По словам главного врача петербургской городской станции «Скорой помощи» Алексея Бойкова, один из самых важных моментов, прописанных в приказе, – требование к времени, за которое бригада «скорой» должна успевать к больному. Для экстренных вызовов, когда есть угроза жизни человека, оно не должно превышать 20 минут. В прошлой редакции был пункт только о территориальном планировании подстанций, которые должны создаваться с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Что касается нашего города, то, по словам Бойкова, «скорая» действительно стала доезжать по вызовам очень быстро. Но иногда уложиться в норматив мешают пробки, водители и пешеходы, которые не уступают дорогу медицинским каретам. За это, подчеркнул главный врач, необходимо ужесточить наказание. «Сейчас штраф водителю, который не пропустил «скорую», составляет то ли 300, то ли 500 рублей. А если он будет 5 – 8 тысяч, то думаю, что многие водители станут намного вежливее», – считает он.

Специально для горожан главный врач уточнил, что поводом для вызова СМП являются экстренные случаи: нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения; психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц; болевой синдром, травмы, полученные в ДТП; отравления; ранения; термические и химические ожоги; кровотечения; роды и угроза прерывания беременности. По статистике, таких вызовов около 20%.

А вот поводом для вызова неотложки являются: внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства, а также констатация смерти (если в это время уже не работают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

По словам Бойкова, возможность сортировки вызовов, несомненно, поможет освободить бригады от непрофильной работы в случаях, когда «скорую помощь» вызывают те, кому следовало бы обратиться к участковому врачу.

Рулить или лечить

Произошли изменения и в требованиях к составу бригады «скорой помощи». Они по-прежнему подразделяются на врачебные и фельдшерские, но от должности фельдшер-водитель и санитар-водитель было решено отказаться. Вместо этого Минздрав разрешил вводить в состав фельдшерских и врачебных общепрофильных бригад медицинских сестер. И главный врач надеется, что это привлечет к работе в «скорой» студентов медицинских вузов. Что в свою очередь не только снизит дефицит кадров, но и даст будущим врачам возможность закрепить на практике полученные в институте теоретические навыки.

Ассоциация руководителей «Скорой медицинской помощи» уже предложила разрешить выпускникам шестого курса проходить первичную аккредитацию на должность врача выездной общепрофильной бригады «скорой помощи». И эту идею поддержали в Минздраве и Национальной медицинской палате.

– У нас сейчас много опытных сотрудников, имеющих высшую квалификационную категорию. С одной стороны, это очень хорошо. Но, с другой, чтобы ее получить, надо иметь стаж более 7 лет, значит, большая часть наших сотрудников люди в возрасте, – говорит Алексей Бойков. – А имеющих вторую категорию (специалисты со стажем работы 3 – 4 года) очень мало. Рано или поздно опытные специалисты будут уходить на пенсию, и если не будет притока молодых сотрудников, то выезжать на вызовы будет просто некому.

Первичная аккредитация специалистов «скорой помощи» после шестого курса реально улучшит систему оказания скорой помощи не только в Петербурге, но и во всей стране, уверены в ассоциации руководителей.

– Кроме того, работа на «скорой» даст возможность молодым врачам определиться на перспективу – какую специализацию им выбрать для обучения в клинической ординатуре: такого широкого спектра проблем, с которыми сталкивается врач службы «Скорой помощи», нет ни в одном медицинском учреждении, – считает Алексей Бойков. – Ну и в дальнейшем те, кто захочет учиться в клинической ординатуре по «скорой помощи», смогут прийти на работу в приемные отделения стационаров, которые сегодня активно развиваются.

УЗИ по требованию

Еще одна весомая претензия, которую предъявляли эксперты к 388-му приказу, – слишком жестко и избыточно регламентированный перечень медицинского оборудования. Так, например, каждая бригада должна была иметь аппарат УЗИ. «Это перебор, – уверен Бойков. – В нашем городе в шаговой доступности есть больницы, куда можно привезти пациента и провести ему исследование».

Теперь решение о комплектации оборудованием бригад СМП будут принимать сами регионы в зависимости от своих особенностей и потребностей – демографических, эпидемиологических и т. д. В обновленном приказе часть медицинского оборудования переведена в разряд «по требованию». «Это означает, что при наличии финансирования то или иное оборудование желательно иметь, но снимает обязательства закупать излишнее, а с другой стороны, позволяет оснастить бригаду в зависимости от ее профиля и, что очень важно, в зависимости от квалификации работников», – пояснил Алексей Бойков.

Конечно, не все чаяния Ассоциации руководителей СМП удалось реализовать в новом документе, но эксперты уверены: теперь он стал чуть ближе к практическому здравоохранению. Ведь в конечном счете все реформы предполагают освобождение «Скорой помощи» от не свойственных ей функций и нацеливание ее на оказание помощи в самых сложных, критических моментах, когда у человека не остается никакой надежды, кроме телефона 03 и ответа диспетчера: «Ждите, «скорая» сейчас будет!»

КСТАТИ

Весной 2017 года вступят в силу новые технические требования к машинам «скорой помощи», которые подразделяются на три класса: А (автомобили для перевозки пациентов), В (автомобили экстренной медицинской помощи), С (реанимобили).

Так вот, автомобили класса А будут разделены на два подкласса: А1 – для транспортировки одного пациента и А2 – для перевозки одного и более пациентов.

В салонах машин класса А, согласно требованиям, должно быть предусмотрено минимум два места сбоку от носилок, которые могут занять сопровождающие и родственники (сейчас – одно), в реанимобилях – три (сейчас два). Для самого распространенного в России класса B норматив остается прежний – два места.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (5748) от 21.07.2016.


Комментарии