Киберспорт вступил в борьбу с юристами

Игры живут не только по собственным правилам.За карточными столами люди оставляли и оставляют состояния, недвижимость, и проигравшему не приходит в голову сказать: «Да ладно, ребята, ведь это же все фантики...» Неписаный закон однозначен: проиграл - отдай! В былое время из-за карточных долгов даже стрелялись... Сложнейшими правоотношениями насквозь пронизан и мир спортивных игр - там крутятся гигантские деньги, и юристы работают не покладая рук. Цифровая эпоха родила новую реальность - компьютерные игры. И оказалось, что здесь правовое поле почти непаханое.

Киберспорт вступил в борьбу с юристами | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Правила виртуального боя

В компьютерные «бродилки» и «стрелялки» для собственного удовольствия поигрывают многие. Хотя признаются в этом далеко не всегда - ведь по большей части общество относится к этой «заразе» как к занятию несерьезному. Более того, нередки утверждения, что увлечение играми грозит компьютерной зависимостью, которая якобы стоит в одном ряду с алкогольной и наркотической. Кое-кто даже говорит о поколении подростков, превращающихся в зомби...

Электронных «забав» - великое множество. Можно играть один на один с компьютером, а можно с себе подобными, только в виртуальном пространстве. Именно на основе так называемых многопользовательских игр и возник компьютерный спорт, который сегодня, как выражаются специалисты, стал драйвером спортивной индустрии.

Есть соревнования разного ранга, есть призовой фонд, доходы от билетов на турниры, рекламы, теле- и интернет-трансляций, продажи спортивной атрибутики - в общем, все «как у больших». Ежегодный мировой доход этого рынка постоянно растет и в прошлом году составил 1,5 миллиарда долларов. Из них на Россию пришлось 38 миллионов - больше всех в Европе. Более того, наша команда сегодня - чемпион мира в одной из самых популярных игр Dota 2.

Кстати, если углубиться в историю, то именно Россия в 2000 году первой в мире официально признала киберспорт. Через три года, однако, он оказался «вне закона». В 2005-м его «простили», через год опять передумали, и, наконец, в июне 2016-го года он уже в третий раз (теперь, будем надеяться, окончательно) получил право на легальную жизнь и был включен во всероссийский реестр видов спорта, а еще через год обрел свою федерацию. Утверждены правила проведения соревнований, требования к судьям и выполнению спортивных разрядов. В прошлом году в соревнованиях за кубок России участвовали 11 тысяч спортсменов.

Официально признаны пять киберспортивных дисциплин (это не сами игры, а некие игровые направления): «Боевая арена», «Соревновательные головоломки», «Стратегия в реальном времени», «Технический симулятор» и «Спортивный симулятор». Этот набор, правда, устраивает не всех. За рубежом, к примеру, проводятся соревнования по «шутеру» (вторая в мире по популярности «стрелялка») и «файтингу» (имитация рукопашного боя), но у нас их считают слишком кровавыми и узаконивать не хотят.

- Бокс и бои без правил, видимо, не такие кровавые, - сетует председатель правления Федерации компьютерного спорта России Эмин Антонян. - Но они разрешены! А мы не можем выставить свою сборную по «запрещенным» играм на первенство мира и Европы.

Увы, зато никаким законом не запрещены «самопальные» (помимо федерации и ее правил) турниры, организуемые кем попало и где попало. Там уже не существует ни возрастных цензов (одно из обязательных условий для легальных игроков!), ни разрешенных списков игр. Цель «самопальщиков» - не развивать игровой спорт, а зарабатывать деньги. Разумеется, их деятельность сильно подрывает репутацию официального спорта, но как с ними бороться, никто не знает.

Незримый инвентарь

«Цифровая» специфика киберспорта ставит перед его организаторами такие задачи, какие перед традиционным спортом не стояли никогда.

Те же, к примеру, футбол или хоккей живут по раз и навсегда установленным правилам, об авторстве которых речь не идет. А компьютерная игра представляет собой некий мультимедийный продукт, набор программ. Ее правила придумывает разработчик, и это его интеллектуальная собственность. Гражданский кодекс дает ему право диктовать все условия использования игры. В том числе определять правила проведения соревнований, их записи и трансляции.

Попытки «втиснуть» игру в российские юридические конструкции привели к нелепому результату. С точки зрения имеющихся законов она относится... либо к «инвентарю компьютерного спорта», либо к «программе соревнований».

Если придерживаться первого определения, то возникает логичный вопрос: что это за инвентарь, которым правообладатель в любой момент может запретить пользоваться? Вторая же формулировка наводит на мысли о противоречиях с антимонопольным законодательством. Почему для соревнований выбран именно этот продукт? Не нарушены ли условия конкуренции?

Столь зыбкая правовая почва может поставить под сомнение легитимность как самого процесса состязаний, так и их итогов. Впрочем, и попытка ужесточить регулирующую функцию приведет к предсказуемому: киберспорт тут же уйдет «в тень» - туда, где нет никаких правил.

Цивилизованный игровой мир, как ни крути, в значительной степени зиждется на доверии. Как, например, при игре в удаленном режиме можно проконтролировать соблюдение допинговых правил или возрастного режима? И вообще, есть ли уверенность, что перед компьютером сидит тот человек, который указан в заявке? Ушлые люди применяют хитрость под названием «бустинг» (от английского boost - помогать подняться), когда сильный игрок (разумеется, не бесплатно) садится играть за слабого. Тот повышает свой рейтинг, получает квалификационный разряд, что дает ему право, скажем, стать комментатором соревнований и на этом зарабатывать.

Фактически происходит то же самое, что при покупке липового диплома. Но применимы ли здесь, как в случае с дипломом, нормы гражданского или уголовного законодательства, специалисты пока сказать не могут.

Трудовые отношения с киберспортсменами - вообще темный лес. Команды интернациональны, никаких «лимитов на легионеров» нет, и в чьей юрисдикции находятся правоотношения работников и работодателей, совершенно непонятно. Да и как применить нормы того же Трудового кодекса к людям, вся деятельность которых сосредоточена в виртуальном пространстве?

Границы магического круга

Возможно, кому-то описываемые проблемы кажутся надуманными, касающимися лишь «отмороженных» чудаков, даром тратящих время и гробящих свое здоровье. Можно, однако, вспомнить, что человек (да и человечество в целом) развивается, играя. Практически каждый нынешний специалист по компьютерным технологиям в детстве или в юности прошел стадию увлечения «стрелялками». И они не только пробудили интерес к будущей специальности, но и стали практическим «курсом молодого бойца». Используя полученные знания и навыки, многие «бойцы» стали «генералами» и те «стрелялки» теперь вспоминают с благодарностью.

Для общества же в целом набирающая обороты игровая компьютерная субкультура - это первые шаги начинающейся цифровой революции, которая должна в корне изменить наше сознание. Противиться ей бессмысленно, надо понять ее законы и «подружить» их с законами уже существующими.

О праве в цифровую эпоху уже написаны десятки книг и сотни научных статей. Весьма популярным стало используемое в них понятие «магический круг». Под таковым понимается некое замкнутое пространство, где действуют свои законы, не подчиняющиеся законам внешнего мира. Идеальный пример - компьютерная игра. Там можно убивать людей пачками, не боясь попасть под Уголовный кодекс. Можно быть убитым и самому, а потом благополучно «воскреснуть» вопреки законам природы.

Вопрос об определении границ «круга», однако, не так прост. Один из ведущих российских специалистов в области интернет-права доцент СПбГУ Владислав Архипов приводит наглядный пример. В 2012 году Роскомнадзор по требованию органов наркоконтроля заблокировал игровой форум, участники которого обсуждали виртуальные наркотики, якобы улучшающие характеристики персонажей. Борцы с наркоугрозой приняли инструкцию к игре за пропаганду «зелья». И в определенной логике, признаемся, им отказать нельзя. Ведь если внутри «круга» (даже в игровой форме!) будет идти, скажем, реальная пропаганда экстремизма, расовой нетерпимости, педофилии и других малоприятных вещей, не повод ли это для власти, чтобы «перейти границу»?

Впрочем, граница может быть «взломана» и изнутри. Что делать, к примеру, если явно некорректные действия одного игрока во время состязания привели к поражению его команды, а следовательно, к финансовым убыткам ее участников? Разбираться с виновником явно надо «в реале», а не на игровом поле. Вот только с помощью каких законов? Как совместить «серьезное» с «несерьезным»?

Позаботимся о лошадях

Существование спортивного права как такового сегодня уже непреложный факт. Но выделение внутри него специальной «грядки» киберправа - вопрос дискуссионный. Скептики вспоминают знаменитый принцип «бритвы Оккама»: «Не умножай сущности без крайней на то необходимости». Что означает: решая новые задачи, по возможности не вводи дополнительный инструментарий, обходись уже имеющимся.

Полемически заострил этот тезис американский судья Фрэнк Истербрук. Выступая на одной из первых конференций, посвященных проблемам правового регулирования отношений в сети Интернет, он уподобил киберправо... «лошадиному праву».

«Множество дел, - сказал он, - связано с куплей-продажей лошадей, часть дел - со случаями, когда лошади лягают людей, большое количество дел связано с лицензированием и организацией лошадиных забегов, с ветеринарным делом, с призами на специализированных выставках. Но любая попытка соединить все это в один курс «Лошадиное право» обречена на то, чтобы быть размытой и упустить объединяющие признаки».

Эффектной точки в дискуссии, однако, не получилось. Вскоре после этой зажигательной речи гарвардский профессор Лоренс Лессиг опубликовал работу «Лошадиное право: какой урок может преподнести киберправо». И там доказал, что виртуальный мир все-таки ставит ряд проблем, неразрешимых в рамках существующих юридических конструкций. Например, вторжение в частную жизнь, которому «в реале» мы можем воспрепятствовать, в Интернете происходит практически безнаказанно...

Спор этот явно не утихнет. Для нас же важно одно: на наших глазах идет обкатка правовых технологий будущего. Если хотите, подготовка юридических мозгов к глобальным переменам, которые, не исключено, произойдут уже при жизни нынешнего поколения. Воронка «магического круга» расширяется, гипнотизируя мнимой «правовой свободой». Эту новую реальность нельзя игнорировать, к ней надо искать ключи и подходы. Аккуратно, взвешенно, но и не откладывая дела в долгий ящик. Дабы законы «стрелялок» рано или поздно не стали законами реальной жизни. 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком «На полях бескровных битв».

#закон #интернет #киберспорт #Россия

Комментарии