Главная городская газета

На остановке, пожалуйста. В Петербурге готовы сократить количество «маршруток»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

В Пулковском парке появилась «юбилейная» липовая аллея

В Петербурге на День города решили высадить молодые деревья. Читать полностью

Чистоте Суздальских озер угрожают бескультурные отдыхающие

До традиционного открытия пляжного сезона осталось несколько дней. В Петербурге 25 официальных пляжей, то есть тех, которым были выделены определенные средства на проведение благоустройства. После чего на каждом из них можно загорать, но будет ли разрешено купаться? Читать полностью

Накануне юбилея Петербурга откроют новые станции метро

Вечером, 26 мая, состоится торжественная церемония открытия станций метро «Беговая» и «Новокрестовская». Читать полностью

Кто увидит небо Лондона наяву?

«За период с конца марта по начало мая на новом маршруте из Петербурга в Лондон перевезены уже около 4 тыс. пассажиров...». Читать полностью

В Петербурге созывают на «Народный обед»

Старт всероссийскому добровольческому проекту «Народный обед» будет дан в Северной столице 26 мая. Малоимущие семьи с детьми смогут встать на учет для получения бесплатных продуктов. Читать полностью

Жасминовый снег, или путешествие в Сочи

Сегодня Сочи, пожалуй, самый популярный курорт России, преображенный зимними Олимпийскими играми 2014 года. Об этом до сих пор напоминают Белый мишка, Леопард и Зайка - символы прошедших Игр. После такого события оставаться прежним было нельзя. Читать полностью
На остановке, пожалуйста. В Петербурге готовы сократить количество «маршруток» | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

Рожденные в 1990-х маршрутные такси, которые горожане стали называть просто маршрутками, похоже, едут в тупик.

На недавнем заседании Транспортного совета при правительстве Петербурга принято решение о поэтапном сокращении коммерческих маршрутов - с перспективой их полной ликвидации. Час Х наступит 30 июня 2020 года, когда закончатся нынешние договоры с предприятиями о коммерческих перевозках.

Предложение транспортников одобрено губернатором Георгием Полтавченко, участвовавшим в работе Транспортного совета, и даже согласовано с комитетом финансов Смольного. Хотя дополнительная нагрузка на бюджет города будет немаленькая.

- И все же это надо делать. По сути, за весь постсоветский период это первый социальный проект в сфере транспорта, который направлен на благо горожан, важное стратегическое решение, способное обеспечить комфорт и безопасность для пассажиров, - считает председатель совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН доктор технических наук Олег Белый. - Коммерческие перевозки в социальной сфере - это анахронизм 1990-х годов, от него надо избавляться.

Тем не менее у маршруток есть как противники, так и сторонники. В общем-то, для пассажира удобно, когда так называемое маршрутное такси тормозит по первому его желанию, почти в любом месте. Другой вопрос, что такое удобство, не столь великое на самом деле, надо соизмерять с риском возникновения ДТП, а значит, с угрозой для безопасности всех находящихся в салоне людей.

В принципе на этом - возможности выйти или войти в любом месте - все преимущества маршрутки для пассажира исчерпываются. Для городского бюджета выгода от их работы более весомая. В отличие от любого другого пассажирского транспорта, как наземного, так и метро, перевозки маршрутными такси город не дотирует, в казне остаются миллиарды рублей. Именно поэтому с таким скрипом и продвигается вопрос замены коммерческих микроавтобусов социальным транспортом, ведь ставят его уже не первый год и даже не первое десятилетие. Собственно, и на этот раз принято лишь концептуальное решение о поэтапном переходе от коммерческих перевозок к социальным.

Расчеты, однако, уже сделаны. Например, определено, что за счет большей вместимости социального транспорта число автобусов на городских улицах сократится с 6634 до 4792. Это значительный плюс, в первую очередь - для экологии большого города. Кстати, сокращение автобусов вовсе не будет означать, что пассажирского транспорта станет меньше и увеличится время ожидания.

Как сообщается в справке профильного комитета Смольного, подготовленной для заседания Транспортного совета, в одном из районов Петербурга с июля 2017 года внедрен пилотный проект по замене маршруток на социальный транспорт. В результате общее число автобусов сократилось на 5%, зато на 16 - 18% увеличилась интенсивность работы электротранспорта. Общий результат положительный: рост пассажиропотока составил 9%. Кстати, эта цифра может частично объясняться уходом от налогов. Недостаточная налоговая прозрачность - еще один минус перевозок коммерсантами. Для пассажиров минусы тоже известны - заметно более высокая стоимость проезда, чем в социальном транспорте, и отсутствие проездной льготы для пенсионеров и инвалидов.

Согласно предложенной комитетом по транспорту концепции, при переходе от маршруток необходимо будет реконструировать 21 конечную станцию и построить 14 новых автобусных станций. И еще дополнительно оборудовать 490 новых остановочных пунктов. За счет увеличения количества остановок планируется, в частности, несколько компенсировать названное выше неудобство для пассажиров, которые не смогут выходить из автобуса где попало.

Выделять деньги на реализацию озвученной концепции в Смольном собираются уже с нынешнего года. Однако у большинства коммерческих перевозчиков договоры с городом заключены до конца июня 2020-го. Очевидно, что до этой даты больших перемен - резкого сокращения маршрутов коммерческого транспорта - ожидать не стоит. И наоборот, окончание контрактов - хороший повод для сокращения маршрутов. Или хотя бы к июлю 2020-го четко выстроить план: какой срок будут работать еще маршрутки на том или ином направлении, чтобы в соответствии с этим планом заключать новые договоры с коммерсантами. Видимо, потому и оговорен поэтапный переход от коммерческих перевозок к социальным. Тогда и потери бюджета будут не единовременными.

- Наш транспортный совет при Санкт-Петербургском научном центре РАН готов помочь в разработке ясного научно-методического обоснования названного проекта. Подчеркну только, что затягивание его реализации вызовет быстрое увеличение транспортных расходов в сфере пассажирских перевозок, - отметил Олег Белый.

Материал был опубликован в газете под № 085 (6194) от 16.05.2018 под заголовком «Маршрутки едут в тупик».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook