На остановке, пожалуйста. В Петербурге готовы сократить количество «маршруток»

Рожденные в 1990-х маршрутные такси, которые горожане стали называть просто маршрутками, похоже, едут в тупик.

На остановке, пожалуйста. В Петербурге готовы сократить количество «маршруток» | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

На недавнем заседании Транспортного совета при правительстве Петербурга принято решение о поэтапном сокращении коммерческих маршрутов - с перспективой их полной ликвидации. Час Х наступит 30 июня 2020 года, когда закончатся нынешние договоры с предприятиями о коммерческих перевозках.

Предложение транспортников одобрено губернатором Георгием Полтавченко, участвовавшим в работе Транспортного совета, и даже согласовано с комитетом финансов Смольного. Хотя дополнительная нагрузка на бюджет города будет немаленькая.

- И все же это надо делать. По сути, за весь постсоветский период это первый социальный проект в сфере транспорта, который направлен на благо горожан, важное стратегическое решение, способное обеспечить комфорт и безопасность для пассажиров, - считает председатель совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН доктор технических наук Олег Белый. - Коммерческие перевозки в социальной сфере - это анахронизм 1990-х годов, от него надо избавляться.

Тем не менее у маршруток есть как противники, так и сторонники. В общем-то, для пассажира удобно, когда так называемое маршрутное такси тормозит по первому его желанию, почти в любом месте. Другой вопрос, что такое удобство, не столь великое на самом деле, надо соизмерять с риском возникновения ДТП, а значит, с угрозой для безопасности всех находящихся в салоне людей.

В принципе на этом - возможности выйти или войти в любом месте - все преимущества маршрутки для пассажира исчерпываются. Для городского бюджета выгода от их работы более весомая. В отличие от любого другого пассажирского транспорта, как наземного, так и метро, перевозки маршрутными такси город не дотирует, в казне остаются миллиарды рублей. Именно поэтому с таким скрипом и продвигается вопрос замены коммерческих микроавтобусов социальным транспортом, ведь ставят его уже не первый год и даже не первое десятилетие. Собственно, и на этот раз принято лишь концептуальное решение о поэтапном переходе от коммерческих перевозок к социальным.

Расчеты, однако, уже сделаны. Например, определено, что за счет большей вместимости социального транспорта число автобусов на городских улицах сократится с 6634 до 4792. Это значительный плюс, в первую очередь - для экологии большого города. Кстати, сокращение автобусов вовсе не будет означать, что пассажирского транспорта станет меньше и увеличится время ожидания.

Как сообщается в справке профильного комитета Смольного, подготовленной для заседания Транспортного совета, в одном из районов Петербурга с июля 2017 года внедрен пилотный проект по замене маршруток на социальный транспорт. В результате общее число автобусов сократилось на 5%, зато на 16 - 18% увеличилась интенсивность работы электротранспорта. Общий результат положительный: рост пассажиропотока составил 9%. Кстати, эта цифра может частично объясняться уходом от налогов. Недостаточная налоговая прозрачность - еще один минус перевозок коммерсантами. Для пассажиров минусы тоже известны - заметно более высокая стоимость проезда, чем в социальном транспорте, и отсутствие проездной льготы для пенсионеров и инвалидов.

Согласно предложенной комитетом по транспорту концепции, при переходе от маршруток необходимо будет реконструировать 21 конечную станцию и построить 14 новых автобусных станций. И еще дополнительно оборудовать 490 новых остановочных пунктов. За счет увеличения количества остановок планируется, в частности, несколько компенсировать названное выше неудобство для пассажиров, которые не смогут выходить из автобуса где попало.

Выделять деньги на реализацию озвученной концепции в Смольном собираются уже с нынешнего года. Однако у большинства коммерческих перевозчиков договоры с городом заключены до конца июня 2020-го. Очевидно, что до этой даты больших перемен - резкого сокращения маршрутов коммерческого транспорта - ожидать не стоит. И наоборот, окончание контрактов - хороший повод для сокращения маршрутов. Или хотя бы к июлю 2020-го четко выстроить план: какой срок будут работать еще маршрутки на том или ином направлении, чтобы в соответствии с этим планом заключать новые договоры с коммерсантами. Видимо, потому и оговорен поэтапный переход от коммерческих перевозок к социальным. Тогда и потери бюджета будут не единовременными.

- Наш транспортный совет при Санкт-Петербургском научном центре РАН готов помочь в разработке ясного научно-методического обоснования названного проекта. Подчеркну только, что затягивание его реализации вызовет быстрое увеличение транспортных расходов в сфере пассажирских перевозок, - отметил Олег Белый.

Материал был опубликован в газете под № 085 (6194) от 16.05.2018 под заголовком «Маршрутки едут в тупик».

#транспорт #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6194) от 16.05.2018.


Комментарии