Мышеловка

Однажды в мой почтовый ящик были брошены две малоформатные листовки рекламного содержания. В одной говорилось о некоей социальной программе, предоставляющей материальную помощь две тысячи рублей. Ее якобы можно было получить, заключив договор с определенным заводом на замену старого остекления окон и балконов. Листовка была озаглавлена как извещение. Вторая называлась уведомлением и призывала сэкономить до десяти тысяч рублей, воспользовавшись плановой заменой старых окон на новые, проходящей сейчас в нашем районе. Подробности предлагалось узнать по приведенному телефону.

Мышеловка | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Не мешкая я направил запросы в комитеты – жилищный и по социальной политике – с просьбой сообщить, имеют ли отношение указанные в листовках «социальная программа» и «плановые работы по замене окон» к деятельности, осуществляемой этими органами исполнительной власти. Ответы были отрицательными.

Тогда я послал жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу с просьбой проверить законность такой рекламы. Ответ содержал отказ, поскольку, по мнению сотрудников ФАС, это не их компетенция. Решил обратиться в вышестоящее управление ФАС (в Москве), однако во время телефонной консультации с его сотрудником выяснил, что обжаловать решения региональных отделений ФАС можно только через суд. Делать я этого не стал и продолжаю до сих пор, как, думаю, и остальные жители Петербурга, вынимать из своего почтового ящика множество аналогичных рекламных объявлений с недостоверной информацией.

В конце прошлого года все жильцы нашего дома обнаружили в своих почтовых ящиках квитанцию от некоего ООО с начислением 238,90 рубля за «профилактическое обслуживание по дезинфекции, дезинсекции и дератизации мест проживания потребителей за период декабрь 2014 г. – ноябрь 2015 г.». Причем квитанции были персонифицированы.

Люди, конечно, всполошились, поскольку никто из них не заказывал подобных услуг, и обратились ко мне с просьбой разобраться в этой ситуации. Я направил запросы в ООО «ЖКС # 3 Калининского района» (управляющая компания нашего дома), в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, а также в прокуратуру города. Управляющая компания сообщила, что не имеет договорных отношений с этим ООО. Две другие инстанции переправили мою жалобу в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Ответ я получил из УМВД России по Калининскому району. В нем было сказано, что по факту моей жалобы никаких противоправных действий не выявлено.

Но вот что интересно. Через некоторое время в Интернете на официальных сайтах «МО Пискаревка» и «МО Финляндский округ» я обнаружил текст под заголовком «Осторожно, реклама!». Он был подписан старшим помощником прокурора Калининского района. И речь шла именно об этом случае, но без указания названия организации. Видимо, активная позиция и других жителей района заставила прокуратуру отреагировать на эту недобросовестную рекламу.

Что же объединяет описанные выше рекламные случаи? Пишу об этом, чтобы вооружить знаниями других петербуржцев.

На мой взгляд, их объединяет явная схожесть с печатными материалами, которые распространяют различные городские органы власти, жилищно-коммунальные и аварийно-восстановительные службы (например, объявления о плановом отключении в доме горячей воды). А именно – отсутствие броского оформления, использование простой бумаги и нарочито официально-бюрократический стиль подачи информации. Ведь красочную рекламу мы обычно сразу выбрасываем не читая.

Особо обращает на себя внимание частое использование слов и сочетаний, которые можно назвать своеобразными лингвистическими индикаторами: «извещение», «уведомление», «вниманию жильцов», «важная информация для собственников», «социальная программа», «материальная помощь», «плановая замена», «обслуживающая организация». Ссылки на те или иные государственные законодательные акты (например, на ФЗ # 261 «Об энергосбережении...»). А еще на листовках нередко встречается имитация знаков почтовой оплаты и в то же время могут отсутствовать самые элементарные сведения об организации, распространившей рекламу.

И кто-то, не изучив внимательно листовку, звонит по указанным телефонам, оформляет заказ и платит, ошибочно полагая, что заявленные в такой рекламе услуги каким-то образом связаны с деятельностью управляющей компании либо служб ЖКХ. А потом сталкивается с недобросовестной работой, выполненной по завышенным ценам.

Убежден, что с рекламой сомнительного характера, которая вводит граждан в заблуждение при помощи не вполне корректных маркетинговых приемов, необходимо бороться. Но, если судить по тем ответам, которые я получал от представителей исполнительной власти и государственных контролирующих структур, с законодательной точки зрения мы сейчас бессильны что-либо сделать.

Что же остается простым горожанам? Опять брать защиту своих интересов в собственные руки? Но разве эта защита не должна исходить и от государства, которому мы делегировали власть и платим налоги?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5596) от 01.12.2015.


Комментарии