Главная городская газета

«Мы воюем вдвоем - я и Пушкин»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью

Петербург - Хельсинки: поезда, автобусы, пересадки

В самый разгар чемпионата мира по футболу в России, в соседней Финляндии начался ремонт на железнодорожных путях. Как это затронет пассажиров поездов между Петербургом и Хельсинки? Читать полностью

«Зеленый свет» для природного газа

Партнерство с немецкими производителями, выпуск уникального оборудования, обновленная карта АЗС: все это (и многое другое) - ближайшее будущее Петербурга и Ленобласти. Читать полностью
«Мы воюем вдвоем - я и Пушкин» | Десятки именных самолетов, построенных на средства граждан, защищали от врага страну. ФОТО из архива редакции

Десятки именных самолетов, построенных на средства граждан, защищали от врага страну. ФОТО из архива редакции

Из большой коробки я достаю папки, завязанные тесемками. Руки сразу покрываются пылью, потому что некоторые из папок не трогали несколько лет. В них то, что мы обещали нашим читателям хранить вечно, - воспоминания о войне и блокаде, написанные жителями нашего города и его защитниками, которые в послевоенное время разъехались по стране.

Начало этому бесценному собранию положил известный журналист сотрудник нашей газеты Игорь Борисович Лисочкин еще в восьмидесятые годы прошлого века. Все последующие почти сорок лет мы постоянно обращались к этому военному архиву, публикуя самое важное и интересное и находя в нем подчас то, о чем не писал и не рассказывал никто. Но это надо было уловить, разглядеть среди многих страниц слепого машинописного текста. И не уточнишь, не переспросишь...

И вот, открыв очередную папку с пожелтевшими от времени письмами, я увидела напечатанный под копирку текст под заголовком «Пушкин жив и неплохо дерется...». Сразу возник интерес, но, к моему разочарованию, подписи автора не было и конверт отсутствовал. Почему? Гадать нет смысла. Главное - есть интересный, значительный факт из истории Великой Отечественной войны. В небе с врагами сражался отважный летчик на истребителе Як-76 «Александр Пушкин».

Раз самолет именной - значит средства на его постройку поступили от конкретного человека или группы людей. Захотелось узнать подробности, не останавливаясь на присланном безымянном материале. Тем более что автор его, как удалось понять по рассказу, не был очевидцем событий. Он собирал данные из разных источников.

...История создания самолета «Александр Пушкин» в духе того героического времени, когда граждане страны как могли старались помочь фронту. Автор нескольких произведений о Пушкине, воспоминаний о Толстом, Чехове, Блоке московский писатель Иван Алексеевич Новиков в 1941 году был эвакуирован из Москвы в город Каменск-Уральский. Урал жил фронтом - гигантские заводы работали день и ночь. А писатель, которому было уже далеко за шестьдесят, трудился над завершением своего второго романа о Пушкине, который впоследствии вошел в дилогию «Пушкин в изгнании».

Шел 1943 год. Приближалась 106-я годовщина со дня гибели поэта. И у Новикова родилась идея провести на крупных предприятиях города платные пушкинские вечера, а на собранные средства построить самолет, который бы носил имя великого поэта. Новиков был отличный рассказчик, на заводах рабочие слушали его с интересом. Пушкинские строки оказались нужны людям как хлеб, как воздух.

Огромная сумма была быстро собрана. И через некоторое время генерал-майор авиации Волков телеграммой сообщил писателю: боевой самолет «Александр Пушкин» передан защитнику московского неба командиру эскадрильи Юрию Ивановичу Горохову. Получил он именной Як-76 не только за свое мастерство пилота. Юрий любил и знал творчество Пушкина, читал товарищам стихи поэта.

Это был уникальный летчик: успех сопутствовал ему с первого боя с врагом, когда, сражаясь с семью вражескими самолетами, он сбил одного и ушел невредимым. Росло количество сбитых машин, награды находили героя. А он свою отвагу объяснял так: «Мы воюем вдвоем, я и Пушкин». Немцы же считали, что на борту написана фамилия русского аса, и предупреждали друг друга о его появлении.

Его ведомый летчик В. Щеголев рассказал о своем командире в заметке, которая была опубликована в газете «Сталинский пилот», где привел слова Горохова: «Мне хочется узнать, кто подарил эту замечательную машину. Хочется сообщить ему, что Пушкин жив и неплохо дерется с немцами...»

О боевых делах комэска 6 сентября 1943 года сообщила и газета «Правда». «В боях на Западном фронте капитан Горохов сбил, летая на самолете «Александр Пушкин», девять вражеских бомбардировщиков». Заметку прочитали в Каменске-Уральском. Писатель и летчик стали обмениваться письмами и телеграммами. А на борту истребителя «Александр Пушкин» уже было нарисовано 23 звездочки - столько Юрий Иванович лично сбил стервятников.

К сожалению, 1 января 1944 года Юрий Горохов в воздушном бою над Смоленском, находясь за штурвалом другого истребителя, пал смертью храбрых. Ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook