Мы видели город другим

Посмотрела сериал «Ленинград 46». Увидела криминальный город, в котором правят преступники, убийцы, грабители, малолетняя шпана. Авторы фильма оскорбили ленинградцев, обидели прекрасный город-герой. Могу ли я высказывать свое мнение о событиях того времени? Судите сами.

Мы видели город другим | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мой отец, преподаватель русского языка и литературы, участник империалистической и Гражданской войн, был призван в армию за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Служил начальником штаба медсанбата на Карельском фронте. Демобилизован в 1943 г. после двух тяжелых контузий. Мама – старший лаборант химфака ЛГУ, в 1941 г. готовила в лаборатории органической химии зажигалки, а затем лекарственные препараты. Дистрофиком ее эвакуировали вместе со мной по Дороге жизни в марте 1942-го. Несколько оправившись, она ушла в армию. Брат в 16 лет был направлен в школу радистов на Соловках, служил на кораблях Северного флота до 1947 г.

Я в 1941 г. окончила первый курс биофака ЛГУ, прошла практику в Саблине, затем там же заготавливала сфагнум. До эвакуации продолжала учебу. В город вернулась в 1944-м. Сейчас мне 93, но память не подводит. До середины 2014 года работала ведущим научным сотрудником НИИ.

Так вот, мои впечатления. Обстановка в городе была совершенно иной, чем изображено в фильме. Она была светлой, радостной. Выжившие блокадники восстанавливали силы, вернулись фронтовики и те эвакуированные, что получили вызов. Следовательно, в городе не могло быть случайных людей. Кстати, побывавшие в плену нередко сразу попадали в лагеря, а не в крупные города!

За время войны люди соскучились по нормальной жизни, работе, учебе. Хватались за все с энтузиазмом. Мои ровесники буквально «вгрызались в науку». Уделяли время и общественной работе, посещали музеи и выставки, ходили в театры. В Университете нередко засиживались до десяти – одиннадцати вечера. Возвращались домой пешком, шли по слабо освещенным улицам, ничего не опасаясь. Да что говорить о студентах, если школьники спокойно гуляли по вечернему городу. А какие замечательные были у нас праздники! На студенческих встречах главное не застолье, а песни, шутки, игры.

Воровство в городе встречалось, но оно жестоко наказывалось. Однако никакой поножовщины при этом не было. К тому же воровали чаще у богатых, наживших имущество не очень честным путем.

Были в Ленинграде и бродяжки. Во время войны огромное количество детей остались сиротами и потеряли жилье. Побороть это зло полностью еще не успели. Государственные организации и общественники прилагали массу усилий, чтобы отправить ребят в детдома, устроить в училища.

Знаю об одной группе мальчишек, которые ютились в подвалах домов на углу Невского и Пушкинской улицы. Моя подруга Валерия Чижикова вместе с сокурсниками ходила беседовать с ребятами. Через какое-то время им удалось уговорить несколько человек начать другую жизнь. За судьбой ребят Валя следила несколько лет, радовалась, когда они заканчивали училища, приобретали специальность.

Кое-что о пленных. Наш дом, # 26 по ул. Чайковского, во время войны не пострадал, а в соседний бомба попала во время первого обстрела города. Дом, прилегающий к нашему со двора, тоже был поврежден. Двор-колодец стал местом работы пленных, которые занимались ремонтом. Мы невольно наблюдали за ними, так как ходили во двор за дровами.

Немцы были худые, изможденные, но трудились старательно. Сострадательные женщины приносили им кое-что из еды. Как-то милиционер, живший в одной с нами квартире, упрекнул маму за то, что она дала кусок хлеба немцу. Мама сказала, что эти люди пошли воевать не по своей воле и расплачиваются за чужие преступления. Пленные старались как-то отблагодарить тех, кто относился к ним участливо. Если они видели, что за дровами идет мама – у нее брали вязанку и несли на наш 4-й этаж. А один из немцев сделал для нее красивую шкатулку. Возможно, среди них были и истинные фашисты, которые ненавидели русских, но я таких не видела.

Создатели фильма назвали точное место и время событий и этим взяли на себя обязанность опираться на факты. Однако они, вероятно, не удосужились изучить архивные документы, не побеседовали с теми, кто помнит, как все было. Нас мало, но не все еще ушли в мир иной. Оставшимся старикам демонстрацией этого фильма причинили боль. Обидно, что молодое поколение получит такое искаженное представление о городе послевоенного времени. Этот фильм считаю плодом буйной фантазии его создателей.

Мнение эксперта

Сергей ИЛЬЧЕНКО, критик, доктор филологических наук:

– 32-серийный «Ленинград 46», рассказ о борьбе органов правопорядка с организованной преступностью в послевоенном городе, вызвал резкое неприятие у нашей читательницы. Относиться к увиденному, действительно, можно по-разному. Российские продюсеры, например, посчитали сериал, поставленный режиссером Игорем Копыловым, одним из лучших за последние годы и присудили ему соответствующую награду. Части зрителей, судя по отзывам и рейтингам, он понравился. Да и автору этих строк тоже во время премьерного показа сериала два года назад захотелось его досмотреть до конца, чтобы узнать, как сложились судьбы его героев.

Досмотрел, узнал и понял, что авторы сериала сами себе поставили драматургическую ловушку, в которую и попались, дав своей картине такое конкретное название, что, несомненно, повысило требования к достоверности показа той эпохи, про которую ведется экранный рассказ. Отсюда и справедливые упреки нашей читательницы, которая «не узнала» родной город в сериале, а заодно указала на несоответствие того, что увидела в кадре, тому, что сохранилось в ее памяти о жизни послевоенного города на Неве.

Не узнал его и я. Потому что создатели «Ленинграда 46» слишком очевидно оглядывались на достижения отечественного телекино о послевоенном времени: «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация». Но Ленинград-то – не Москва и не Одесса. Это город другой судьбы, другой эстетики, другой ментальности, если хотите. А в сериале Игоря Копылова он скорее похож на Чикаго 1930-х годов, времен гангстера Аль Капоне. Я уже не говорю о бытовых, хронологических и топографических неточностях, которые в изобилии «разбросаны» по всему пространству сериала.

Наш город стал всего лишь некой условной декорацией для повествования о буднях уголовного мира. Но и на его улицах не хватило авторам сериала места. Вот и разыгрывают они финальные эпизоды... на Волховской ГЭС и в ее окрестностях.

Приблизительность и неточность – бич современного телевизионного кино, идет ли в нем речь о реальном человеке или о реальном городе. Тому множество примеров, и «Ленинград 46» – только один из них.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5681) от 13.04.2016.


Комментарии