Мост интеграции

На берегах Невы обосновалась самая крупная после Москвы диаспора российских туркмен - ее представители не упустят случая это подчеркнуть. А еще непременно укажут, что только в России имеется 12 отделений Гуманитарной ассоциации туркмен мира, что, по их мнению, сказывается на укреплении связей двух стран. Очевидным свидетельством такого сближения стали выставка предметов народного творчества и конференция «Туркмены в Санкт-Петербурге». Оба мероприятия, состоявшиеся в Доме национальностей, были приурочены к 25-летию независимости этой прикаспийской республики.

Мост интеграции | ФОТО Григория СЫСОЕВА/ТАСС

ФОТО Григория СЫСОЕВА/ТАСС

Несколько лет назад делегация петербуржцев посетила Ашхабад, где было подписано соглашение о всестороннем сотрудничестве. Тогда же, в 2009 году, лидер туркмен побывал в северной столице на открытии постоянной авиалинии, связавшей два города (сегодня такие рейсы осуществляются дважды в неделю). Воздушный коридор стал мостом, благодаря которому численность петербургских туркмен начала расти: сегодня в нашем городе постоянно проживают более 1200 человек. А в 14 питерских вузах обучаются около полутора тысяч студентов-туркмен (почти 40% из них поступают по квотам).

«Наши соотечественники не приезжают на заработки, в этом нет необходимости, - говорит руководитель общества туркменской культуры «Мекан» («Отечество») Нургельды Сейидов. - В большинстве своем это люди, которые в разное время получили здесь образование и остались работать: врачи, художники, инженеры, предприниматели. Нынешние студенты поступают иначе. Став дипломированными специалистами, они без колебаний возвращаются в родные края, которые нуждаются в собственных квалифицированных кадрах».

В самом деле при участии россиян и специалистов из Западной Европы в республике строится много сложных в инженерном отношении промышленных и энергетических объектов, которые обслуживают потом туркмены. И вклад петербуржцев в индустриальный рост довольно заметен.

Так, компания «Возрождение» стала генеральным подрядчиком по строительству кольцевой 80-километровой ашхабадской дороги (готово свыше 30 км автострады и семь эстакад), где применяются новейшие технологии и материалы. Она же построила сеть дорог и две 800-метровые эстакады на международном курорте Аваза недалеко от города Туркменбаши на Каспии, который распахнул свои двери для гостей со всего мира. В интеграционные процессы вовлечены также Кировский и Обуховский заводы, «Силовые машины», «Адмиралтейские верфи» (выполнившие заказ по строительству военных береговых катеров для Каспийского флота туркмен), другие петербургские структуры, не считая НИИ и проектных институтов.

А культурные связи еще более прочны. «Мне не раз доводилось бывать в Туркменистане, и я обращала внимание на спокойную доброжелательную атмосферу, - рассказывает профессор доктор исторических наук Ирина Попова. - Думаю, это основа ментальности туркмен, которую можно выразить одним словом: мудрость».

В Институте восточных рукописей РАН, который возглавляет Попова, хранятся манускрипты на арабском и тюркских языках, попавшие туда после ашхабадского землетрясения. В изучении их много лет принимали участие туркменские ученые и аспиранты, а наиболее значимые рукописи украшали специализированные выставки. Огромным богатством владеет и Российский этнографический музей: там сформирована большая коллекция предметов быта и национальной одежды туркмен.

В свое время петербургская система образования взрастила туркменских классиков-живописцев и подготовила врачей, создавших национальную медицину этой страны. В Политехническом университете им. Петра Великого учился первый туркменский президент Сапармурат Ниязов. Археологи Северо-Запада участвуют в раскопках на туркменской земле.

Пару лет назад питерская постановка чеховских «Трех сестер» имела оглушительной успех на ашхабадском театральном фестивале. В то же время в вузах северной столицы преподают выходцы из Туркменистана - врач-инфекционист Тамара Мурадназарова, к примеру, проработала в Первом медуниверситете почти 30 лет.

«Мы помним, что на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах погибли, прорывая блокаду, более двух тысяч туркмен, - добавляет руководитель «Мекана» Нургельды Сейидов. - Их имена увековечены на Пискаревском кладбище, их портреты проносят в «Бессмертном полку» молодые представители диаспоры».

Усилиями студентов-туркмен программа мероприятий общества молодеет. А не так давно уверенно заявило о себе его молодежное крыло «Багтыярлык», название которого («Процветание»), учитывая крепнущие культурные связи, очень символично. Причем «волны» всеобщей радикальной исламизации, по словам Сейидова, туркменскую молодежь не коснулись.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5830) от 15.11.2016.


Комментарии