Молитвой и делом

«Церковь и война» – так называлась всероссийская конференция в Доме правительства Ленинградской области, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с представителями традиционных конфессий России эту тему обсуждали ученые-исследователи, специалисты в сфере музейного, архивного, библиотечного дела.

Молитвой и делом  | Фото пресс-службы комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Фото пресс-службы комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Тон собранию задали слова из приветствия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия о том, что залогом Великой Победы была жертвенная любовь русских людей к своей родине, воспитанная Русской православной церковью.

– Гитлер рассчитывал на взрыв недовольных внутри страны, особые надежды он возлагал на «обиженных» властью мусульман. Но эти ожидания не оправдались, – подхватил муфтий петербургской Соборной мечети Равиль Панчеев.

Если до войны представители всех конфессий нашей страны подвергались жестоким гонениям, вплоть до физического уничтожения, то сразу же после нападения Германии политика смягчилась. Но дело было вовсе не в том, что богоборческая власть стала иной или в каком-то «чудесном откровении», полученном свыше, а в прагматизме Сталина и его окружения...

В то же время, как неизменно подчеркивали докладчики, сама церковь с первых дней войны без всякого принуждения сверху поднялась на защиту. Причина проста: во все времена она была призвана служить не государству, а народу. Патриотизм нашел свое выражение в самых разных формах. К примеру, в условиях фашистской оккупации священнослужители нередко становились участниками партизанских отрядов. Кроме того, за годы войны церковь внесла в Фонд обороны более 300 миллионов рублей. На деньги Русской православной церкви были построены танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиаэскадрилья «Александр Невский». На средства Армянской апостольской церкви – танковая колонна «Давид Сасунский»...

Впрочем, как подчеркнул доктор исторических наук Анатолий Кашеваров, подлинный вклад церкви в победу не нуждается в преувеличениях. В то же время в последние годы появилось немало мифов. К примеру, один из них состоит в том, что немецкие танки под Ленинградом встали как вкопанные потому, что будто бы уперлись в непреодолимый круг, очерченный на карте ленинградским митрополитом Алексием Симанским и окропленный им святой водой с самолета. Однако никаких свидетельств о подобном полете нет. Как нет подтверждений и того, что вокруг Москвы на самолете «облетела» чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

– Существуют многочисленные мифы о том, что во время войны Сталин, вспомнив о своем семинарском прошлом, обратился к религии. И хотя действительно вождь временами цитировал Библию, а в своей библиотеке на кунцевской даче велел отказаться от атеистической литературы, говорить о его религиозности не приходится, – отметил Кашеваров.

На конференции немало говорилось о том, что во время войны различие в национальности и вероисповедании играло для защитников родины самую последнюю роль. Это единство верующих и неверующих, ставшее залогом Победы семьдесят лет назад, должно и сегодня помочь нашей стране ответить на вызовы времени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5550) от 23.09.2015.


Комментарии