Главная городская газета

Молчание полицейских

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Молчание полицейских | Рисунок Валентина Дубинина

Рисунок Валентина Дубинина

Полицейский права на открытое выражение собственного мнения не имеет. Именно так можно понять требование федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе в ОВД). В нем закреплен запрет для сотрудника органов внутренних дел на публичные высказывания, суждения и оценки. В том числе в средствах массовой информации, в отношении любых государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан.

Давайте разберемся, как будет работать данная норма в «соседстве» с другими законодательными актами. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) возлагает на сотрудника органов внутренних дел обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний. То есть при каждом удобном случае полицейский должен разъяснять гражданам требования соответствующих законодательных актов, причем как в служебное, так и во внеслужебное время, и для этого не следует каждый раз запрашивать согласия руководства.

При этом сотрудник, разумеется, публично высказывается и дает оценку деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов. В частности, излагает обязанности, правомочия и запреты для тех или иных органов и должностных лиц. Для доходчивости может привести и реальные примеры из практики, в том числе собственной или своих коллег, а также использовать факты, описанные в СМИ, интернет-ресурсах и т. д.

Обычная житейская ситуация: к полицейскому (имеющему высшее юридическое образование и богатый профессиональный опыт) обратились учителя, члены родительского комитета школы, где учится его ребенок, с просьбой выступить перед детьми и (или) родителями. Тема: предупреждение и пресечение хулиганства, а также ответственность за него. В рамках выступления предлагается прокомментировать и жестокие расправы, которые все чаще учиняют школьники над своими сверстниками, а затем цинично выкладывают видеозаписи издевательств в Интернете.

Как оценить действия полицейского, если он откликнется на поступившую к нему просьбу, подготовится и в свое личное время выступит перед соответствующей аудиторией? Исходя из Закона о полиции, он будет действовать абсолютно правильно. Но, в соответствии с Законом о службе в ОВД, его следует признать нарушителем.

Впрочем, данный закон противоречит и... сам себе. Как известно, он разрешает сотруднику полиции преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. Однако возможно ли преподавать историю, социологию, юриспруденцию, другие гуманитарные дисциплины, не высказываясь о деятельности государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, граждан? И возможно ли при этом не нарушить вышеуказанный запрет, если обращение преподавателя к аудитории (учебной группе, потоку, курсу) всегда носит публичный характер?

Очевидный факт: ведение любой научной деятельности сопряжено с последующим опубликованием полученных результатов - без этого она, по сути, утрачивает смысл. Если исследователь высказывается по вопросам истории, социологии, различных отраслей права, другим гуманитарным отраслям науки, то он неизбежно затрагивает различные аспекты устройства (переустройства) государства, его функций (их изменения, перераспределения), наблюдаемых результатов деятельности государственных органов, их должностных лиц.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, работающий по совместительству в научных и (или) педагогических учреждениях, не относящихся к системе МВД России, обречен регулярно нарушать запрет.

Впрочем, трудно не нарушить его и тем сотрудникам, которые работают в учебных и научных учреждениях системы МВД. Ведь они имеют право анализировать и обнародовать результаты анализа лишь тех тем, которые поручены им руководством, - по крайней мере если при этом надо высказываться или оценивать государственные органы и отдельных чиновников, общественные объединения и организации и проч.

Надо ли говорить, что ученый, если он занимается наукой по призванию, как правило, характеризуется независимостью от мнений окружающих, в своих суждениях и оценках он опирается на объективные данные, а также собственный интеллект, интуицию. Если заглянуть в творческий портфель известных и уважаемых в науке исследователей, состоящих (или состоявших ранее) на службе в органах внутренних дел, можно обнаружить, что значительная часть их научных трудов подготовлена не в связи с поручением руководства, а по своей инициативе. Иными словами - все эти люди, строго говоря, являются (или могли бы стать) нарушителями указанного запрета.

За несоблюдение данной нормы сотруднику грозит дисциплинарное взыскание - перевод на нижестоящую должность либо расторжение контракта с ним и увольнение со службы.

Информации о том, сколько сотрудников были привлечены к ответственности за нарушение указанного запрета, в чем конкретно выразилось нарушение и какое взыскание наложено на виновных, в открытых источниках обнаружить не удалось. Судя по всему, рассматриваемая норма - «дремлющая», она может не применяться вообще либо применяться избирательно, а если в правовой политике по каким-то причинам появится соответствующий тренд - будет применяться массово.

При желании на основе данного запрета можно объявить нарушителями очень многих добросовестных сотрудников. А это прекрасный способ для того, чтобы избавиться от неугодных по тем или иным соображениям лиц. Последствия подобной практики представить нетрудно: инициативные, самостоятельно мыслящие и обладающие интеллектом «выше среднего» сотрудники будут чаще увольняться из органов внутренних дел.

Впрочем, данная запретительная норма уже сейчас ухудшает качество работы сотрудников органов внутренних дел. Ориентируясь на нее, кто-то наверняка постарается избежать конструктивной критики и публичного высказывания предложений (как правило, основанных на опыте, а где-то и выстраданных) об улучшении работы правоохранительной и судебной систем. Да, «молчаливой полицией» удобно управлять, но повышению уровня защищенности граждан это явно не служит. Так в чьих интересах принята данная норма?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook