Мои плакатные «трофеи»

Вышел в свет иллюстрированный каталог «Ленинградские «Окна ТАСС» 1941 – 1945». Он создан по инициативе Инны Селивановой, дочери Василия Селиванова, который в годы войны возглавлял отряд художников-тассовцев и был автором 69 плакатов из двухсот, выпущенных в «Окнах ТАСС». Другие плакаты создавали московские графики Н. Ватолина, А. Кокорекин, В. Корецкий, Кукрыниксы, Г. Совицкий. Плакаты ленинградских «Окон ТАСС» творили В. Гальба, П. Горбунов, Т. Ксенофонтов, Б. Лео, В. Серов, В. Слыщенко.

Мои плакатные «трофеи» |

...Когда началась война, мне было двенадцать лет. Помню, как почти каждая передача по радио, почти каждая газетная информация заканчивались призывами: «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Они обнадеживали и убеждали. А у меня ассоциировались с плакатом, где были написаны такие же слова. На плакате был изображен немолодой солдат в пилотке с винтовкой через плечо. Лицо его сурово, но спокойно. Кажется, что своей широкой грудью он закрыл наш город, всю страну от коварного врага. И как символ героики минувших лет вдали были видны очертания памятника воинской славы – Нарвских ворот...

Это был один из первых плакатов, выпущенных после начала войны. Его автор – художник Владимир Серов. Как мне хотелось иметь тогда это произведение у себя дома! Когда увидел расклейщицу, осмелился спросить: «Нет ли у вас лишнего плакатика?». Но она сурово ответила, что обязана расклеить все плакаты.

А первый свой плакат я все же сумел добыть в конце июля 1941 года, когда решил зайти в школу, чтобы узнать начнутся ли занятия в сентябре. Подойдя к школе, увидел на стене здания плакат, который напоминал карикатуру. В его верхней части был изображен злобный фашист, держащий в руках огромную бомбу. Над ним надпись: «Напал гад на наш сад». А в нижней части другой текст: «Что надо? Убить гада!» – и нарисован тот же фашист, заколотый тремя красными штыками.

Плакат был испорчен – глаза фашиста проколоты много раз, видимо, перочинными ножичками. Вечером, после того как закончился сильный дождь, я вновь оказался у школы. Плакат размок, и я легко его снял со стены. Это был мой первый плакатный трофей. Кстати, сегодня в моей коллекции более двухсот плакатов, собранных во время войны и после.

Ситуация в городе ухудшалась стремительно: бомбежки, обстрелы, перестали работать водопровод и канализация. Январский блокадный Ленинград 1942-го я вспоминаю с большой болью. Жуткий голод беспощадно косил людей. Когда мама выходила из дома в магазин в надежде, как говорили тогда, «отоварить продуктовые карточки», а отоварить, как правило, не удавалось, она часто брала меня с собой. Ей нужна была моя физическая и моральная поддержка. И когда мы шли по узкой тропинке заваленного снегом тротуара, казалось, что город умирает.

У входа в продуктовый магазин стояли в основном женщины. На плечах у многих были одеяла, запорошенные снегом. Казалось, что очередь окаменела, так как она не двигалась. Но однажды я увидел, как мимо прошла женщина с ведром в руке и сумкой, в которой находились плакаты. У каждого дома она останавливалась и их расклеивала. И мне, мальчишке, стало вдруг понятно, что плакаты делают голодные художники, в холодных типографиях рабочие штампуют листы, призывающие к стойкости и борьбе. Тогда я понял, что город не умер, он старается выстоять и победить.

Обсуждая сейчас роль плакатов военного периода, можно уверенно утверждать, что они были мощным политическим и духовным оружием сражающегося Ленинграда.

Чтобы увидеть новые плакаты, мне приходилось отправляться туда, где они, как правило, развешивались в первую очередь – к бывшему Елисеевскому гастроному. Там находился стенд «Окна ТАСС. Ленинград». Но их расклеивали не только по всему городу на уличных стендах и в опустевших витринах магазинов, но и в заводских цехах, госпиталях, воинских частях.

Начиная с середины 1942 года после пребывания в больнице, где я лечился от дистрофии, я начал регулярную «охоту» за плакатами. В отличие от книг и открыток, которые я тоже с большим интересом собирал, плакаты купить было негде. Но сорванные ветром даже части плакатов я подбирал и считал их ценной находкой.

...Самые выдающиеся работы В. Н. Селиванова – это плакаты «Слава бесстрашным» 1942 г., «За город Ленина вперед!» 1943 г., «Медаль за оборону Ленинграда» 1943 г. и, конечно, «Все на восстановление Ленинграда» 1944 г. Последний плакат для меня, принимавшего участие в спасении исторических зданий города и занимающегося проблемами кирпичного производства, особенно дорог. Этот плакат я получил в дар от дочери художника Инны Васильевны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5675) от 05.04.2016.


Комментарии