Модернистский шоколад

История финского шоколада тесно связана с Россией. Прежде чем открыть свою первую кондитерскую в Хельсинки, будущий основатель компании Карл Фацер учился этому делу в Петербурге, а также в Париже и Берлине. Кстати, фамилия эта по происхождению швейцарская.

Модернистский шоколад | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это сегодня страна сыров, шоколада и банкиров – мировой образец благополучия. Когда-то давно, в середине XIX века, Швейцария была небогатой, не имеющей колоний и природных ресурсов страной. Ее жители расселялись в поисках лучшей доли по всей Европе.

Вот и отец Карла перебрался в Финляндию, которая уже стала тогда частью Российской империи. Причем занимался он не кондитерским делом, а мехами. Когда же один из многочисленных отпрысков заявил, что выбрал себе эту профессию, а не отцовское ремесло, папа отказался поддерживать сына деньгами.

Но тот был способным, взял в 1891 году кредит на 250 тысяч марок и не прогадал, открыв прибыльное кафе. Обо всем этом рассказала Майлен Фацер, правнучка основателя компании и эксперт по какао, на лекции в Эрмитаже. Ее выступление было частью программы выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне».

Промышленный и торговый дизайн красной нитью прошел через всю историю известной марки. Первое модернистское кафе на улице Каласайотоппа (Kalastajatorppa) в Хельсинки простояло с 1908-го по 1928 год.

Всю свою историю компания активно сотрудничала с наиболее актуальными архитекторами: в 1930-х заведение в Хельсинки находилось в одном из наиболее прогрессивных зданий финской столицы. Это самый большой ресторан в Скандинавии. Кстати, многие архитекторы, творившие в Хельсинки, начинали свой путь в Выборге, где остались памятники функционализма помимо библиотеки Алвара Аалто.

Майлен Фацер отметила, что промышленники вовремя осознали необходимость переделки старых цехов в культурные объекты. Причина отнюдь не в тяге к прекрасному: технологии изменились, и теперь фабрики выгоднее построить в «чистом поле». Поэтому и первая шоколадная фабрика компании стала домом ремесел.

По мнению эксперта по какао и промышленной архитектуре, сегодня стоит задача сохранить все лучшее, что вобрал исторический «серый пояс» Петербурга. Речь идет о памятниках вдоль Обводного канала и прилегающей территории, Выборгской стороны и порта.

Как сказала Майлен Фацер автору этих строк, если рассматривать проблему шире, то нужно срочно спасать памятники промышленной архитектуры Выборга в стиле функционализма, которые находятся в плачевном состоянии. Например, склады и мельница неподалеку от судостроительного завода. У них тоже может начаться вторая жизнь – в виде культурно-образовательных центров, например.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5616) от 29.12.2015.


Комментарии