Мода на добро

В сознании практически любого человека слово «бизнес» ассоциируется с прибылью, ради которой предприниматель готов на все. Поэтому словосочетание «социальный бизнес» звучит несколько необычно. Если социальный, то в чем выгода? А если бизнес, то при чем здесь забота о ближнем? Однако такие предприниматели существуют, и пользу от их работы ощущают на себе самые незащищенные слои населения.

Мода на добро | Детские рисунки, созданные в «походных условиях», зачастую продаются лучше, чем произведения профессиональных художников.<br>ФОТО предоставлено фондом «АдВита»

Детские рисунки, созданные в «походных условиях», зачастую продаются лучше, чем произведения профессиональных художников.
ФОТО предоставлено фондом «АдВита»

Как ни странно, социальное предпринимательство в России появилось достаточно давно. К рубежу XIX – XX веков в империи насчитывалось более двух тысяч приютов, школ, общественных столовых, домов трудолюбия, ночлежек, которые финансировались за счет частных средств. Имена Морозовых, Мамонтовых, Третьяковых, Бахрушиных, Рябушинских были увековечены в памятниках архитектуры, где разместились открытые ими «богоугодные заведения», в театрах и музеях, созданных на их средства. Социальное предпринимательство существовало и в Советском Союзе. Тогда, например, инвалиды по зрению занимались производством авосек, деньги от продаж которых шли на дополнительное содержание домов для людей с ограниченными возможностями.

В современной России это направление начало развиваться только с середины двухтысячных, ибо очень долго считалось, что решение проблем социально незащищенных – дело государства. И если к роли спонсоров бизнесмены привыкли достаточно быстро, то рисковать, занимаясь предпринимательством в социальной сфере, начали совсем недавно. Но и за это короткое время появилось множество успешных бизнес-проектов, помогающих больным детям, инвалидам, многодетным мамам и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Так, например, туристическая компания «Либерти» организует нашим инвалидам-колясочникам поездки как по России, так и за рубеж. Или магазин «Спасибо!», создатели которого 90% из приносимых вещей раздают по благотворительным организациям, а вырученные от продажи деньги перечисляют в благотворительные фонды и организации. Благотворительный фонд «Рауль» создал проект «Работа-I», направленный на трудоустройство инвалидов и выпускников детских домов, а ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ учредила центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК», чтобы у воспитанников появились рабочие места... И этот список можно продолжать до бесконечности.

Но образцом социального предпринимательства, наверное, можно назвать бизнес-проект благотворительного фонда «АдВита» «Помогать легко», который в этом году получил сертификат британской компании Social Enterprise Market, подтверждающий его соответствие критериям марки социального предпринимательства и принципам работы социального предприятия.

По словам административного директора фонда Елены Грачевой, проект «Помогать легко» зародился в 2008 году, когда возникла идея продавать открытки и календари с рисунками детей – пациентов онкологического отделения 31-й городской больницы. Из этих картинок вырос известный благотворительный мультсериал «Летающие звери». В 2013 году появился интернет-магазин сувениров на сайте legko-legko.ru с офисом на Большой Пушкарской улице, где можно приобрести любые вещи с рисунками подопечных «АдВиты» – от картин до кружек и авторучек.

А не так давно в одном из петербургских гипермаркетов сотрудники фонда провели эксперимент: два одинаковых сувенира были выставлены на одной полке с ценниками, различающимися на 10 – 15 рублей, и пояснительной запиской: наценка пойдет на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Сувениров с наценкой было продано примерно на 30% больше, чем по обычной цене. «Крайне важно дать человеку возможность ощутить легкость и удовольствие от доброго дела, и это совсем не сложно», – говорит Елена Грачева.

Сегодня «Помогать легко» – это линейка товаров около 1000 наименований, их поставка в несколько десятков магазинов Петербурга, партнерство с крупными организациями – от «Почты России» до «Юлмарта», креативное пространство, в котором проводятся благотворительные мероприятия фонда, и многое, многое другое. Благодаря этой деятельности только в 2014 году на счет фонда «АдВита» было переведено 660 000 рублей прямых пожертвований, а также 1 100 000 рублей собрано на мероприятиях в креативном пространстве «Легко-легко», и 1 600 000 рублей привлечены по программе «Благотворительность вместо сувениров».

Более того, «Помогать легко» все время придумывает новые формы работы. Недавно был запущен проект «Благотворительный университет», где можно прослушать увлекательные лекции за пожертвования. Как рассказала Елена Грачева, сегодня этот проект при нулевом бюджете принес более 400 тысяч рублей.

По словам руководителя сувенирного направления фонда «АдВиты» Татьяны Найко, развитие социального предпринимательства выгодно всем: и населению, и государству. Ведь даже само название указывает, что для этого вида бизнеса приоритетно не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Но при этом такие предприниматели не имеют никаких особых льгот и вынуждены ежедневно сталкиваться с трудностями: высокой арендной платой за помещения, обязательными страховыми взносами, отсутствием правовой базы, равнодушием властей.

Чтобы как-то их преодолеть, некоторые петербургские социальные предприниматели решили создать собственную ассоциацию.

«Важно, чтобы ее членами были только фонды с хорошей репутацией, – подчеркнула Елена Грачева, – ведь репутация – это главный капитал социальных предпринимателей». Есть и еще одно их отличие от обычных бизнесменов: своими находками они готовы делиться и на рынке не конкурируют между собой. Заняты-то одним большим социальным делом.


МЕЖДУ ТЕМ

Городская клиническая больница # 31 и детская городская больница # 1 остро нуждаются в памперсах, пеленках, влажных салфетках и стиральном порошке.

По информации фонда «АдВита», в 31-ю больницу нужны памперсы # 2, 4, 6 (трусики), в ДГБ # 1 – памперсы # 5, 6 (трусики). Пеленки 90 х 60, влажные салфетки и самый обычный стиральный порошок нужны везде в больших количествах.

Если вы готовы помочь, напишите на почту help.advita@gmail.com для уточнения деталей и получения контакта в больнице или в офисе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5511) от 30.07.2015.


Комментарии