Главная городская газета

Меж двух Обводных

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Меж двух Обводных  | «Архитектор Сергей Сперанский. Столетие мастера». Каталог выставки, 2014 г.

«Архитектор Сергей Сперанский. Столетие мастера». Каталог выставки, 2014 г.

Сеть водных артерий на протяжении почти всей истории Петербурга постоянно менялась. Рылись новые каналы, а те каналы и реки, которые становились помехой, напротив, закапывались или убирались в трубы. Сейчас только названия улиц напоминают о том, что на месте линий Васильевского острова или улицы Введенского канала текла вода. От некоторых рек остались и более материальные напоминания – так, воздушный переход между двумя корпусами завода «Красный треугольник» когда-то был мостом над речкой Таракановкой, которую из-за сомнительной чистоты вод и «благоухания» закутали в трубу.

Однако не все замыслы по прокладке водных артерий в Петербурге были реализованы. Канал Грибоедова в наши дни воспринимается как неотъемлемая часть городского пейзажа, а многие виды по его берегам давно стали «открыточными». И кажется странным, что мы могли бы не увидеть их. Тем не менее с середины XIX века активно обсуждались планы засыпки канала. Так, в 1869 году инженер-полковник Н. И. Мюссар, архитектор Н. Л. Бенуа и инженер-технолог А. Ф. Буров составили проект обустройства на месте канала проспекта с зелеными бульварами, а также путями для конки. Начальную часть проспекта предполагалось украсить бюстами царей, фонтанами, скамейками и назвать в честь царствующего императора Александра II.

В мае 1869 года император, одобрив проект в целом, отправил его на рассмотрение специальной комиссии. Обсуждение длилось три года, и в результате в марте 1872 года Городская дума единогласно отвергла проект. Главной причиной этого были слишком большие требования авторов проекта (к примеру, они требовали монопольное право в течение 50 лет эксплуатировать конно-железную дорогу вдоль создающегося проспекта).

Впрочем, инженерная мысль наших предков крутилась не только вокруг осушения каналов, прорытых в XVIII – XIX веках. Самый масштабный нереализованный гидротехнический проект советской эпохи – строительство Южного Обводного канала. Идеи о создании такого канала возникли в 1930-е годы. Уже на предвоенных проектах можно увидеть наброски этой водной артерии. А в 1948 году она была официально включена в генплан города.

Предполагалось, что канал будет начинаться у Володарского моста, затем пройдет по трассе бульвара Красных Зорь, улиц Турку и Бассейной. До 1987 года улица Турку считалась частью Бассейной, а сама Бассейная улица получила свое название благодаря непостроенному каналу, который должен был иметь ширину 25 метров и глубину 2,5 метра.

К сожалению, в опубликованных официальных документах не указано назначение этого канала. Существует несколько версий: ускоренный проход судов в обход города (что маловероятно, поскольку трасса канала пересекала бы Московский проспект и сразу несколько железных дорог), питание прудов Московского парка Победы, спортивное сооружение – гребной канал.

Особенно эффектным выглядело бы пересечение канала с Московским проспектом. Планировалось построить здесь великолепный мост, декорированный скульптурными группами. Архитектор С. Б. Сперанский уже создавал проекты оформления этого моста, но после смерти Сталина работа над этим замыслом приостановилась. В городе было много других задач, на которые требовались силы и средства. Тем не менее в генплане Ленинграда Южный Обводный канал просуществовал как минимум до 1966 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook