Главная городская газета

Место блокадной памяти

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
 Место блокадной памяти | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Концепцию нового блокадного музея, созданную архитектурным бюро Юрия Земцова, эксперты называют лучшей, если выбирать из четырех финалистов градостроительного конкурса. Но самым правильным решением было бы разделить музейную и мемориальную функции, как имеющие разные задачи. Таковы основные предложения, высказанные музейщиками, историками архитектуры и художниками, которые приняли участие в «круглом столе» «Язык архитектурного монумента».

Это событие, организованное архитектурным журналом «Проект Балтия», состоялось «на полях» III Петербургского международного форума пространственного развития. Как известно, до 8 октября жюри конкурса взяло паузу в определении победителя, до этой даты четыре проекта выставлены в Манеже Конюшенного ведомства. Самое время для общественного обсуждения истории вопроса, программы конкурса и представленных на него концепций.

По мнению Владимира Лисовского, историка архитектуры, члена Совета по культурному наследию Петербурга, удачно воплощает тему обороны и блокады монумент Героическим защитникам Ленинграда с небольшим подземным музеем на пл. Победы. Для современного музея с исследовательским Центром памяти и образовательным центром необходимо найти место рядом с этим мемориалом. Или поблизости от Пискаревского кладбища. Что касается выбора для нового музея территории вдоль Смольной набережной, то Лисовский считает его неудачным: оно не связано с памятными блокадными местами и «конкурирует» с будущим Орловским тоннелем.

Вадим Басс, коллега Лисовского, представил интересные архивные материалы открытых конкурсов на проект памятника защитникам Ленинграда, которые проводились в 1958 - 1967 годах. Среди предложений были экзотические: установить памятник во дворе Адмиралтейства, предварительно снеся все здания по Адмиралтейской набережной. Или «заменить» блокадным мемориалом институт Отта на Васильевском острове. Любопытно, что среди других мест встречаются и Охтинский мыс, и даже нынешний участок на Смольной набережной. Один из авторов предложил установить три фигуры воинов, каждая высотой примерно с 20-этажный дом. В итоге долгих поисков только в 1975 году появился достойный монумент на площади Победы.

Важно и другое: тогда в профессиональных проектах был проработан весь арсенал приемов (кубы, мощная крепость и т. д.), которые используют и нынешние участники конкурса. Так, может быть, прежде чем затевать нынешние соревнование, следовало бы изучить деятельность предшественников?

По мнению Милены Третьяковой, заместителя директора Музея обороны и блокады Ленинграда по научной работе, проект Юрия Земцова наиболее простой и комфортный для создания экспозиции и будущего функционирования музея. Проекты Никиты Явейна и Райнера Махламяки она назвала «неустойчивыми к упрощениям», которые, увы, неизбежны в нашей строительной практике. Речь, разумеется, не о физической прочности, а про сохранение образа.

Художник Людмила Белова поделилась своими мыслями о новом музее с позиции не школьника и не туриста, которых привезут туда в организованном порядке, а обычного петербуржца. Здание должно не отпугивать, а привлекать. Все ужасы зритель должен почувствовать внутри, и тогда это будет настоящее потрясение. Поэтому Белова высказалась за проект Махламяки. Кстати, на выставке продолжается зрительское голосование - и, по источникам, этот проект лидирует.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook