Место блокадной памяти

Концепцию нового блокадного музея, созданную архитектурным бюро Юрия Земцова, эксперты называют лучшей, если выбирать из четырех финалистов градостроительного конкурса. Но самым правильным решением было бы разделить музейную и мемориальную функции, как имеющие разные задачи. Таковы основные предложения, высказанные музейщиками, историками архитектуры и художниками, которые приняли участие в «круглом столе» «Язык архитектурного монумента».

 Место блокадной памяти | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это событие, организованное архитектурным журналом «Проект Балтия», состоялось «на полях» III Петербургского международного форума пространственного развития. Как известно, до 8 октября жюри конкурса взяло паузу в определении победителя, до этой даты четыре проекта выставлены в Манеже Конюшенного ведомства. Самое время для общественного обсуждения истории вопроса, программы конкурса и представленных на него концепций.

По мнению Владимира Лисовского, историка архитектуры, члена Совета по культурному наследию Петербурга, удачно воплощает тему обороны и блокады монумент Героическим защитникам Ленинграда с небольшим подземным музеем на пл. Победы. Для современного музея с исследовательским Центром памяти и образовательным центром необходимо найти место рядом с этим мемориалом. Или поблизости от Пискаревского кладбища. Что касается выбора для нового музея территории вдоль Смольной набережной, то Лисовский считает его неудачным: оно не связано с памятными блокадными местами и «конкурирует» с будущим Орловским тоннелем.

Вадим Басс, коллега Лисовского, представил интересные архивные материалы открытых конкурсов на проект памятника защитникам Ленинграда, которые проводились в 1958 - 1967 годах. Среди предложений были экзотические: установить памятник во дворе Адмиралтейства, предварительно снеся все здания по Адмиралтейской набережной. Или «заменить» блокадным мемориалом институт Отта на Васильевском острове. Любопытно, что среди других мест встречаются и Охтинский мыс, и даже нынешний участок на Смольной набережной. Один из авторов предложил установить три фигуры воинов, каждая высотой примерно с 20-этажный дом. В итоге долгих поисков только в 1975 году появился достойный монумент на площади Победы.

Важно и другое: тогда в профессиональных проектах был проработан весь арсенал приемов (кубы, мощная крепость и т. д.), которые используют и нынешние участники конкурса. Так, может быть, прежде чем затевать нынешние соревнование, следовало бы изучить деятельность предшественников?

По мнению Милены Третьяковой, заместителя директора Музея обороны и блокады Ленинграда по научной работе, проект Юрия Земцова наиболее простой и комфортный для создания экспозиции и будущего функционирования музея. Проекты Никиты Явейна и Райнера Махламяки она назвала «неустойчивыми к упрощениям», которые, увы, неизбежны в нашей строительной практике. Речь, разумеется, не о физической прочности, а про сохранение образа.

Художник Людмила Белова поделилась своими мыслями о новом музее с позиции не школьника и не туриста, которых привезут туда в организованном порядке, а обычного петербуржца. Здание должно не отпугивать, а привлекать. Все ужасы зритель должен почувствовать внутри, и тогда это будет настоящее потрясение. Поэтому Белова высказалась за проект Махламяки. Кстати, на выставке продолжается зрительское голосование - и, по источникам, этот проект лидирует.

#музей блокады #конкурс #архитектура

Комментарии