Мемориал в рюкзаке

«Мемориал на перевале» - материал под таким заголовком был опубликован в нашей газете 19 июля. Он рассказывал о предстоящей молодежной добровольческой экспедиции «Оборонная тропа», посвященной увековечению памяти защитников горных перевалов на Западном и Центральном Кавказе в годы Великой Отечественной войны. Каковы же ее итоги? На этот вопрос сегодня отвечает руководитель акции преподаватель 209-й гимназии и 635-й школы Сергей ТЕЛЕШОВ.

Мемориал в рюкзаке  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- В этом году мы были в горах 32 дня - гораздо дольше, чем обычно. По неделе - в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Еще две недели - в Абхазии, совсем близко к российской границе. Там нам очень помогли пограничники: места эти труднодоступные и безлюдные после грузино-абхазской войны 1992 - 1993 годов. Брошенные поселки, кое-где до сих пор остались еще минные поля...

Как и прежде, мы занимались восстановлением табличек народного мемориала «Оборонная тропа». Кроме того, установили шесть плит «Перевал воинской славы» и две - в честь подвига роты лейтенанта Григорьянца и памяти пограничников 25-го погранполка. Все эти мраморные таблички мы везли из Питера на себе в заплечных рюкзаках. К каждой - по десять килограммов цемента.

Одну из табличек «Перевал воинской славы» мы установили на Марухском перевале у водопада Азырт. Именно там в конце августа 1942 года сводный батальон Сухумского пехотного училища дал отпор хорошо подготовленным горным стрелкам дивизии «Эдельвейс». И это притом что горной подготовки практически ни у кого из курсантов не было. Просто больше некем было закрыть эту «дыру» во фронте, и курсанты фактически своими телами закрывали «амбразуру» на перевале. Врагу оставалось всего 60 километров до побережья Черного моря...

В составе сводного батальона были пять ленинградцев - курсантов военного летного училища. Мы установили их имена еще в 1985 году, посетив музей-памятник защитников перевалов в поселке Орджоникидзевском в Карачаево-Черкесии. Трое ленинградцев - Лебедев, Тулин, Щеглов - до сих пор числятся пропавшими без вести... Еще двое - Степан Устинов и Иван Сорокин - остались живы, прошли всю войну. Я разыскал их в Ленинграде в середине 1980-х годов: оба тогда работали в Невском районе. Сорокин - в отделе кадров на Невском заводе имени Ленина, Устинов - на экскаваторном. Оказалось, что во время войны они потеряли друг друга, а благодаря мне встретились.

Именно они и поведали подробности того ожесточенного боя. Из 750 человек в живых тогда остались меньше двухсот. Тем не менее немцы не прошли. Заняв господствующие позиции на высотах, они не стали больше атаковать. Линия фронта остановилась и держалась четыре месяца, до января 1943 года.

Если поискать по склонам, можно и сегодня найти патроны и гильзы, укрытия из камней. Там ведь земля каменистая, вырыть окопы, траншеи, землянки практически невозможно. Есть остатки от такой землянки-укрытия, где находился штаб всего Марухского направления...

Будучи в Абхазии, мы в очередной раз убедились, как много связывает наш город и эту республику. Один из местных пограничников Тимур Астамурович Хагуш поведал нам трагическую историю, произошедшую летом 1942 года. Он знает ее от своей бабушки Валентины Александровны Ивановой.

В тот жаркий день она, студентка педагогического училища, как и десятки других людей, столпившихся на сухумском берегу, ждала пароход с детьми из Ленинграда. Там были четыреста детей - их эвакуировали на Кубань, но туда пришла война, и теперь их снова увозили в тыл. Жители готовились взять маленьких ленинградцев в свои семьи.

Корабль был уже недалеко от берега, когда неожиданно из-за облаков вылетел немецкий бомбардировщик. Открыл огонь по людям на набережной, появились раненые. Захлопали наши зенитки. Летчик торопливо сбросил бомбу, всего только одну, но очень метко: она угодила в паровой котел корабля.

Страшный взрыв - и на месте парохода образовалась огромная воронка. На берегу поднялся крик, вой, стон. А самолет, сделав черное дело, мгновенно нырнул в облака и исчез... Когда вода успокоилась, на поверхности никого не было. Уцелел только капитан, которого взрывной волной выбросило с мостика далеко в море. После этой трагедии он лишился рассудка и долгие годы почти каждый день приходил на берег и обреченно смотрел в морскую даль... Таким запомнил его и Тимур Астамурович, будучи еще ребенком...

Кстати, остов парохода до сих пор виден из воды - как безмолвный памятник той трагедии. Конечно, требуется поиск в архивах, чтобы документально подтвердить эту историю и уточнить события. Мы постараемся увековечить эту историю. И обязательно вернемся на горные перевалы в следующем году, когда будет отмечаться 75-летие битвы за Кавказ. Еще много памятников нужно восстановить, еще немало поставить новых.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (5781) от 06.09.2016.


Комментарии